По статистике, 80% выпускников курганского медицинского колледжа остаются в профессии
В 2014 году по инициативе директора РНЦ «ВТО» им. академика Г. А. Илизарова Александра Губина в Курганской области был создан медицинский кластер. Госучреждения, ведущие медицинские клиники и производства региона, лаборатории и учреждения образования объединились, чтобы вместе вывести систему оказания медицинской помощи на качественно новый уровень и на полную мощь использовать потенциал зауральского здравоохранения. Результат не заставил себя ждать: за это время создано несколько совместных медицинских лабораторий, в том числе лаборатория научных исследований биомеханики и инжиниринга — проект Илизаровского центра и предприятия «Сенсор», несколько малых инновационных предприятий медицинского профиля.
Развитие медицины невозможно без развития медицинских образовательных учреждений. В нашем регионе за обучение и подготовку медицинских кадров отвечает Курганский базовый медицинский колледж, который также является участником кластера. Мы расскажем о нем и о том, чему и как обучают будущих фельдшеров, акушерок, медицинских сестер, фармацевтов, медицинских лабораторных техников и зубных техников.
Интервью с директором колледжа Татьяной Дзюк
В этом году в Курганском базовом медицинском колледже конкурс среди абитуриентов на отдельные специальности доходил до пяти человек на место. Не каждый вуз может похвастаться такими показателями. Но директор колледжа Татьяна Дзюк ничего сверхъестественного в этом не видит. Медицина — востребованная, технологичная и стремительно развивающаяся отрасль, а потому интересная с точки зрения перспектив и работы.
— Татьяна Ивановна, мы прошли по колледжу и были приятно удивлены: везде новое оборудование и хороший ремонт…
— Иначе никак. В это здание на Алексеева, 11 мы переехали пять лет назад. Оно стояло практически пустое и было в плачевном состоянии. Первым делом зданию требовался ремонт, поэтому о покупке оборудования тогда не могло идти речи. Четыре года потратили на то, чтобы создать условия для студентов: полностью заменили окна, установили новые батареи, на современный лад оборудовали аудитории и компьютерные классы. С прошлого года начали серьезно вкладывать средства в приобретение современного учебного оборудования.
— Какие сейчас стоят задачи?
— Перед нами стоит много задач, и связаны они, прежде всего, с переходом к цифровой экономике. Как пример: второй год работаем в образовательной электронной системе Moodle. Я считаю, это огромное подспорье для педагога: «завели» в систему тесты, лекции или вебинар, и любой студент, который пропустил занятие или хочет повторить информацию, может зайти и самостоятельно ее изучить.
Кроме студентов у нас есть слушатели курсов повышения квалификации. Это весь средний медперсонал области, примерно 2,5 тысячи специалистов в год. Для них это тоже удобно: можно изучить материал дома или на рабочем месте.
— У Курганского медколледжа есть три филиала: в Макушино, Юргамыше и Шадринске. Там так же хорошо, как у вас?
— Директор регионального департамента здравоохранения Лариса Кокорина поставила перед нами такую задачу, и для этого уже многое сделано. Мы даем возможность филиалам использовать все ресурсы, которыми пользуемся сами. К системе Moodle они тоже сейчас активно подключились.
Филиалы сами зарабатывают и также вкладывают в оснащение. Мы им помогаем, подсказываем. А также стараемся передавать им абитуриентов, которые к нам не поступили, чтобы они не ушли в другие образовательные учреждения.
— Сколько у вас сейчас студентов?
— Всего в медицинском колледже 2204 студента. Из них 1150 учатся в Кургане и 1050 — в филиалах. Самый крупный филиал — в Шадринске.
Каждый год к нам поступает около 700 человек. В основном, конечно, девушки, но есть и юноши — по статистике, их около 20 %.
Образование как платное, так и бесплатное. Всего на колледж ежегодно выделяется 355 бюджетных мест, которые мы распределяем между Курганом и филиалами. Бюджетные места выделяются для специальностей «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Лабораторная диагностика» (Курган), «Акушерское дело» (Курган, Шадринск).
Поступить довольно трудно, даже платникам. Потому что конкурсы очень большие. Средний балл аттестата при поступлении на бюджетное место в Кургане 4,3, на платной основе — 3,8. Такой высокий проходной балл дает нам возможность подготовить качественных специалистов для здравоохранения.
— Почему так популярно среднее медицинское профобразование?
— Медицина — это в принципе интересно. К тому же сейчас она на слуху.
Отрасль стремительно развивается: выделяется финансирование, в больницах приобретается новое оборудование, внедряются современные технологии. Это тоже играет свою роль.
Получив среднее образование, человек может работать по специальности и обеспечивать себя и, если есть желание, параллельно учиться в вузе. Выпускникам медколледжа 100 % гарантировано трудоустройство, что тоже немаловажно. Мы проводили аналитику по специальности «Лечебное дело» и выяснили, что 80 % выпускников 2015 года остались в профессии.
Медицинские знания пригодятся в жизни, а полученные в колледже навыки общения и взаимодействия с людьми помогут в любой сфере. У наших студентов очень активная жизнь. Мы даже в шутку называем себя физкультурно-культурным колледжем с медицинским уклоном (смеется). Потому что у нас проводится много спортивных мероприятий, КВН, творческих конкурсов, социальных и медицинских акций. Этот опыт очень помогает им в дальнейшей жизни.
— Где ваши студенты проходят практику? Как налажена эта система?
— Мы придерживаемся дуальной системы обучения, так что с самого начала студенты практикуются в больницах. Кто учится на базе девяти классов, идут в медучреждения на второй год, кто на базе одиннадцати классов — в первый год.
Все медицинские учреждения Кургана и области являются нашими базами для практики: в поликлинике студенты сидят на приеме с фельдшерами, в больнице скорой помощи ездят на вызовы. Так что эту профессию они знают и видят изнутри, и никаких иллюзий и романтики по этому поводу у них быть не может.
— 700 человек на выпуске — это много. Почему же в регионе так не хватает медперсонала?
— Не хватает не у нас в регионе, а в целом в стране. По факту, ситуация со средним медперсоналом в Зауралье лучше, чем в соседних регионах. Но проблема, конечно, есть, и причин тому несколько. Во-первых, кадры стареют, их нужно кем-то заменять. Во-вторых, миграция. Наши выпускники едут в Тюмень, тюменцы едут в Москву, а из Москвы едут за границу, где медицинских работников тоже не хватает.
Даже в Омске, где есть медакадемия, которую я окончила, и федеральный медицинский колледж, не хватает ни врачей, ни среднего медперсонала. Чем может мотивировать работодатель? Зарплатой и созданием условий. Причем, если раньше на первом месте были деньги, то сейчас — интересная работа. Ребята не просто хотят работать за большие деньги, они хотят, чтобы работа нравилась.
— Медицинский колледж является участником курганского медицинского кластера. Что вам это дает?
— Наш колледж — единственное в регионе образовательное учреждение медицинского профиля, поэтому мы сразу включились в работу медицинского кластера.
Каждый участник кластера работает над решением какой-то определенной задачи и реализацией инновационных проектов. Наша задача — обеспечить регион медицинскими кадрами, и в этом отношении мы работаем на перспективу.
На площадке колледжа реализуется проект «Медицинский навигатор», направленный на профориентацию детсадовцев, школьников и студентов. Выбор направления связан с дефицитом специалистов в медицинских и фармацевтических организациях области. Проект включает 50 организаций-участников, руководство осуществляет региональный департамент здравоохранения.
Мы курируем детский сад № 116 «Лучик» и несколько школ. Так, в гимназии № 32, единственной в области, есть медицинский класс. Наши педагоги несколько раз в неделю проводят со школьниками занятия. Был даже уникальный случай, когда практически целая группа в Тюменском медицинском университете состояла из выпускников этой гимназии.
Есть хороший опыт работы со школой №52, которую курирует наш преподаватель Антонина Антонова. Команда колледжа совместно с учащимися этой школы стала победителем Всероссийского конкурса «Лучшие профориентационные практики» на портале «ПроеКТОриЯ» и в ноябре приняла участие в форуме в Ярославле, созданном по поручению президента страны. Мы были единственной командой от Курганской области.
Кластер помогает нам материально, а именно — в развитии волонтерского направления. На выделенное финансирование мы обеспечили наших студентов брендированными манишками волонтера‑медика.
Благодаря сотрудничеству с ведущими медорганизациями региона наши студенты обучаются на их оборудовании и по их технологиям. Студенты получают опыт и знания, главные врачи — новые кадры.
Теги: кластер, медколледж
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости