Курганский железнодорожник дошел до Берлина

курган новости

За мужество и отвагу Михаил Гаврилов был награжден орденом Красной Звезды.

Наш читатель Сергей Владимирович Гаврилов рассказывает о славном жизненном пути своего деда, Михаила Ивановича Гаврилова, участника Великой Отечественной войны. «Сведения получены из документов и газетных публикаций, хранящихся в личном архиве дочери ветерана – Трубиной (Гавриловой) Галины Михайловны», – поясняет Сергей Гаврилов.

***

Михаил Гаврилов родился 22 мая 1910 года в городе Кургане (тогда – Тобольской губернии) в семье рабочего Ивана Ивановича Гаврилова. Семья была многодетной – тринадцать детей. Отец работал на железной дороге в должности смазчика вагонов, а мать, Ирина Ефремовна, была домохозяйкой. Когда Мише было десять лет, он не ходил в школу, не учил азбуку и таблицу умножения. Миша Гаврилов ежедневно решал куда более сложные жизненные задачи – делил половинку хлебной буханки на пятнадцать равных частей. Мальчик, как и его отец, ненавидел колчаковцев и мечтал о хлебе. После смерти матери в 1921 году Михаил попал в детский дом. Учился в железнодорожной школе №5, окончил четыре класса.

«Мы пионеры – дети рабочих»

новости курган

Вместе со своей будущей женой Верой Михаил Гаврилов активно участвовал в создании первых пионерских отрядов в Кургане. Отряд имени Крупской, объединивший детей железнодорожников, был организован в мае 1923 года. В декабре того же года в Кургане был создан первый городской пионерский отряд. Уже к лету следующего года отрядов стало восемь, половина из них – при участке железной дороги. Пионеры устраивали сборы раза три в неделю, чаще всего там, где сейчас привокзальная площадь. Тогда на этой территории был прекрасный парк с прямыми аллеями, где, кроме пионерских сборов, проводились спортивные соревнования. Зимой и в ненастную погоду ребята собирались в клубе имени Карла Маркса, позднее там же нашли пристанище «синеблузники» – так назывались советские агитационные эстрадные театральные коллективы, действовал драмкружок «красных рубах». Очень важным участком пионерской работы была ликвидация неграмотности, за каждым пионером закрепляли двоих-троих неграмотных рабочих.

Летом 1924 года для курганских пионеров организовали первые летние лагеря. Ребята собирались у клуба, а потом с песней, с горном и барабаном шли пешком в деревню Санино, а провизию, большой котёл и тех, кто устал, везли на четырёх телегах. Жили в палатках и всё по хозяйству делали сами, да ещё помогали деревенским беднякам. Колхоза в деревне тогда ещё не было. С бригадой «синеблузников» Михаил и Вера активно ездили по деревням, агитировать за колхозы. Постоянно учились политграмоте и в свои пятнадцать лет уже были заправскими пропагандистами.

Юность комсомольская

Комсомольский билет Михаил Гаврилов получил, когда в январе 1926 года поступил в железнодорожную школу бригадного ученичества при Курганском участке отдела тяги Омской железной дороги, где готовили слесарей по ремонту паровозов. Днём на занятиях в депо, сбивая до крови руки, Михаил осваивал профессию слесаря, а вечером, собрав товарищей, отправлялся оборудовать спортивную площадку, проводить соревнования, выступать в клубе или шёл в библиотеку. Комсомол стал для него школой жизни.

В 1928 году Михаилу присвоили квалификацию слесаря третьего разряда. В октябре 1928 года Михаил Гаврилов стал помощником слесаря по ремонту паровозов, в январе 1929 года – слесарем. Почти всё время он проводил в депо. Шла реконструкция. Ручные домкраты для подъема паровозов заменили новым, куда более совершенным оборудованием, увеличился выпуск локомотивов.

В депо приходили новички, Михаил обучал их. С одним – Василием Тарасовым – его связала крепкая дружба. Вместе работали, вместе уходили на действительную службу в армию, правда, в разные войска, вместе вернулись. Василий со своей женой Аней часто заходил в гости к Михаилу, приводил своих ребятишек – Тамару и Георгия. У Гавриловых тоже было уже двое детей – Вова и Люся. Ребята принимались за игру, а старшие засиживались допоздна. Им было о чём поговорить – они строили новый мир и мечтали увидеть, как в него войдут их дети.

Дорогами войны

В 1940 году Михаил Гаврилов стал бригадиром комплексной бригады по ремонту паровозов. Началась Великая Отечественная война, но до декабря 1941 года Михаил Иванович состоял в запасе. Во время службы в армии в 1932-1935 годах ему было присвоено звание помощника командира взвода управления батареей. С декабря 1941 года по июль 1942 года Михаил Гаврилов служил в 630-м артиллерийском полку 175-й стрелковой дивизии. Прошел путь от помощника командира взвода управления батареи до командира взвода управления батареи, затем стал начальником разведки дивизиона.

новости курганС июля 1942 года по июль 1943 года Михаил Гаврилов находился в 196-м запасном артиллерийском полку 3-й гвардейской армии, получил звание лейтенанта, был заместителем командира батареи по политчасти. С июля 1943 года по август 1944 года был сначала слушателем Подольского артиллерийского училища (Среднеазиатский военный округ, город Бухара), затем слушателем Гомельского военно-пехотного училища (Среднеазиатский военный округ, город Керки).

С конца августа 1944 года в составе 63-й гвардейской танковой бригады 10-го гвардейского Уральского добровольческого танкового корпуса 4-й танковой армии 1-го Украинского фронта Михаил Гаврилов участвовал во многих славных боевых операциях – в борьбе за Сандомирский плацдарм, в разгроме немцев в Польше, в Сандомирско-Силезской наступательной операции, в Нижне-Силезской, Оппельнской, Берлинской и Пражской наступательных операциях в должности командира взвода управления моторизованного батальона автоматчиков, а затем – командира истребительной противотанковой батареи моторизованного батальона автоматчиков.

В боях в районе Полесья в январе 1945 года гвардии лейтенант Михаил Гаврилов, находясь в разведке, убил из личного оружия троих немцев. Взял в плен семерых немцев, в том числе двоих офицеров. 15 января 1945 года Михаил Гаврилов вёл разведку, и, находясь на наблюдательном пункте со своим взводом, контратаковал противника и уничтожил двенадцать немецких солдат, двух офицеров и одну автомашину с шестиствольными миномётами. За проявленную отвагу и мужество удостоен правительственной награды – ордена Отечественной войны II степени.

В боях за город Колау в апреле 1945 года гвардии лейтенант Михаил Гаврилов отразил контратаку немцев, уничтожив при этом до семидесяти немецких солдат и офицеров, подбил два транспортера и три автомашины. В боях за лес в районе деревни Сниккендорф неоднократно отбивал контратаки немцев, где уничтожил семь автомашин, один бронетранспортер и до сорока немецких солдат и офицеров. За время боев с 16 апреля по 10 мая 1945 года истребительной противотанковой батареей под его командованием уничтожено до 130 немецких солдат и офицеров, взято в плен – 250. Уничтожено десять автомашин, два бронетранспортёра, семь мотоциклов. За проявленное мужество и отвагу Михаил Гаврилов был награжден орденом Красной Звезды. Кроме того, Михаил Иванович Гаврилов был награжден медалями «За освобождение Праги», «За победу над Германией», «За взятие Берлина», нагрудным знаком «Отличный артиллерист».

Жизнь после Победы: труд и любовь

новости курган

После Победы Михаил Иванович Гаврилов продолжил свой славный трудовой путь на железной дороге: работал слесарем по ремонту паровозов, бригадиром комплексной бригады по ремонту паровозов, парторгом, председателем местного комитета профсоюзов паровозного депо Курган.

За долголетний и безупречный труд Михаилу Ивановичу объявлено 23 благодарности, почти все с денежной премией. Михаил Гаврилов неоднократно поощрялся денежными премиями за участие в общественной жизни депо, занесен на доску почета и в книгу почета локомотивного депо станции Курган. Награжден медалью «За трудовую доблесть», за досрочное выполнение плана четвертого года послевоенной сталинской пятилетки награжден знаком «Отличный паровозник». Ему были присвоены звания «Победитель социалистического соревнования», «Ударник 11-й пятилетки». Кроме того, Михаил Иванович Гаврилов был награжден памятным знаком за активное участие в электрификации магистрали Москва-Байкал.

Друг Михаила Гаврилова, Василий Тарасов, ушел на фронт в 1942 году. Был сержантом, командиром отделения, воевал в составе 1012-го стрелкового полка. Погиб в бою 10 марта 1944 года при наступлении в Островском районе Псковской области. Анна Ивановна Тарасова осталась вдовой с тремя детьми. Овдовел в трудные годы и Михаил Гаврилов.

Два товарища-железнодорожника, Михаил и Василий, уходя на войну, обещали друг другу, что, если один из них погибнет, второй позаботится о его семье.

Михаил Гаврилов, у которого остались без матери двое детей, Владимир и Людмила, выполнил обещание – женился в мае 1946 года на вдове погибшего друга Анне Тарасовой. У Анны было трое детей – Георгий, Тамара, Лидия. В ноябре 1947 года у Михаила и Анны родилась дочь Галина. Таким образом, вместе они вырастили и воспитали шестерых детей. Все их сыновья и дочери начинали свою трудовую жизнь на железной дороге, получили высшее образование.

«Деда Миша умер в 1979 году, а баба Нюся – в 1999 году, – написала 15 лет назад в сочинении, посвященном 60-летию Победы, правнучка Михаила Гаврилова и Анны Тарасовой – Евгения Подкосова. – Всю жизнь они прожили в любви и согласии. У нас очень большая родня, целая династия, которую основали деда Миша и баба Нюся. Их шестеро детей подарили им тринадцать внуков, двадцать семь правнуков и четырёх праправнуков. Мы часто собираемся вместе на праздники, ходим друг к другу в гости и девятого мая, в День Победы, вот уже 25 лет приходим на кладбище почтить память деда и бабы. Это наша семейная традиция».

Фото: из архива Галины Трубиной, предоставлено Сергеем Гавриловым.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *