Интернет-мошенники придумывают все более ухищренные способы обмана населения

новости курган

В общей сложности за прошедшие месяцы 2020 года зауральцы по вине кибермошенников лишились более 50 млн рублей.

Способы, которыми мошенники обманывают честных людей, известны издревле. Кратко и ёмко они сформулированы в известной песне из фильма «Приключения Буратино»: хвастуну — подпеть, жадине — показать медный грош, дураку — наврать с три короба.

Все эти методы используют и современные злоумышленники, взяв на вооружение информационно-телекоммуникационные технологии XXI века. Такова жизнь — любое полезное изобретение может быть использовано как во благо, так и во зло. При этом речь, как правило, не идёт о каких-то действительно сложных преступлениях в IT сфере.

Взять хотя бы один из последних ярких примеров, который обсуждает вся область. Жительница Шадринска увидела сообщение в одной из социальных сетей о возможности подработки, перешла на рекламируемый сайт, где зарегистрировалась и оставила заявку, указав свои контактные данные. В тот же день женщине позвонил представитель компании и рассказал о том, как легко заработать. А надо было всего ничего — просто вложить деньги, которые вернутся обратно с хорошими процентами. Обрадовавшись перспективам, женщина не только потратила свои сбережения, но и оформила кредиты. Эти средства она несколько раз отправляла на указанный мошенником счёт для инвестиций. В итоге злоумышленники получили от потерпевшей более 940 тыс. рублей, в основном это заёмные средства, которые женщине придётся отдавать.

Самое поразительное и печальное в этой истории то, что нашей землячке исполнилось 69 лет. Вроде бы, человек продвинутый для своего возраста, раз умеет хорошо пользоваться интернет-ресурсами, есть и солидный жизненный опыт. А вот поди же ты — не смогла противостоять уловкам мошенников. И если бы это был единичный случай! Только за первую неделю октября в Зауралье возбуждено 46 уголовных дел по фактам хищений, совершённых с использованием телекоммуникационных технологий, а злоумышленники похитили у жителей региона более восьми миллионов рублей. В общей сложности за прошедшие месяцы 2020 года зауральцы по вине кибермошенников лишились более 50 млн рублей. В целом же по России, по данным Центробанка РФ, в 2019 году в результате 572 тыс. операций, совершенных без согласия клиентов, преступники незаконно списали со счетов физических лиц около 5,7 млрд рублей.

Так что, как мы видим, проблема стоить очень остро. О том, как с данными видами преступлений борются правоохранительные органы, и о том, почему в этих случаях особенно важно ответственное поведение самих граждан, мы решили узнать у начальника Управления уголовного розыска УМВД России по Курганской области Олега Кирьянова.

— Олег Валерьевич, какие факты свидетельствуют об осложнении ситуации с кибермошенничеством именно в последнее время?

— Это масштаб происходящего. Если раньше таким видом преступлений были «поражены» отдельные регионы, то сегодня они распространились практически на всю Россию.

— В самом начале хотелось бы определиться с тем, о каких именно преступных деяниях мы говорим?

— Наше подразделение занимается в этой части раскрытием имущественных преступлений, хотя отмечу, что и 90 процентов сбыта наркотиков сегодня происходит так называемым бесконтактным способом при помощи интернета и различных мессенджеров. Если же говорить о хищении денежных средств со счетов граждан, то законодатель определил два вида преступлений — это кража, где состав предусмотрен пунктом «г» части третьей статьи 158 УК РФ, и мошенничество с использованием электронных средств платежа — статья 159.3 УК РФ.

— В то же время, хотя, возможно, это и обывательский подход, сложилось мнение о том, что промышляющие квартирными кражами и тому подобными мелкими преступлениями, интеллектом не блещут, куда им до IT-технологий?

новости курган

Начальник Управления уголовного розыска УМВД России по Курганской области Олег Кирьянов

— Особым интеллектом здесь обладать и не надо. Есть много примеров, когда преступник, извините, вещи воровал с прилавков на рынке, но у него есть навыки общения с людьми, умение убеждать их в чём-то. Он один раз попробовал совершить обман по телефону, два попробовал, у него получилось — и вот злоумышленник уже занимается этим «профессионально».

— То есть это всё же умение манипулировать людьми, психология?

— Конечно. Но не надо недооценивать и интеллектуальные способности. Зачастую звонки от мошенников происходят от лица кредитных организаций, жулики вполне овладели, например, банковской терминологией. Но, самое главное, эти преступления совершают организованные группы людей, в одиночку такое происходит редко, одного злоумышленника очень скоро мы вычислим и арестуем. А вот сообщество злоумышленников способно не только совершать преступления более хитрыми способами, но и хорошо запутывать следы. Ведь как это происходит? Вот сидят эти несколько человек в каком-то регионе и звонят по всей России. Не надо думать, что деньги, которые они выманили у граждан, приходят к ним на карточку или счёт. Нет, первая группа находится, например, в Центральной России, вторая — условно, на Дальнем Востоке. Похищенные средства переводятся вначале в один регион, где у местной группы множество карточек, а с этих карточек деньги перебрасываются на электронные QIWI-кошельки, с них — на какую-то «левую» фирму, а от неё — обратно на карточки, задействуются абонентские номера телефонов, на которые можно зачислить деньги. «Дальневосточная» группа получает за эти транзакции определённый процент, а первой группе в итоге приходят уже «отмытые» деньги. Существуют сообщества, которые вообще не занимаются хищениями, а производят только обналичивание. Схемы бывают такими запутанными, что неделями их разгадываешь!

— Здесь обращает на себя внимание то, что все средства для совершения таких преступлений: мобильные телефоны, банковские карты, обезличенные интернет-платежи и так далее — стали широко распространены достаточно давно, как минимум десять лет назад. Почему же вал таких деяний нахлынул только сейчас?

— На самом деле, этот вид преступлений появился где-то в 2010 году или даже в 2009, по крайне мере в Курганской области. Первая волна пришлась на 2014 2015 годы. Именно тогда в УМВД России по городу Кургану был создан специальный отдел для борьбы с такими преступлениями. Затем некоторое время волна шла на убыль, но в последние два года вновь начала расти и в этом году достигла пика. Опять появились новые технологии, которые освоили преступники, например, это так называемая SIP-телефония через интернет. Она позволяет подключать любой номер в любой части мира, чем и пользуются преступники, которые уже обнаглели настолько, что во время их звонка на вашем телефоне может высветиться и номер дежурной части УМВД России по Курганской области, и номер «горячей линии» вашей кредитной организации. Поэтому приходится раскручивать цепочку с другой стороны и заниматься теми группами, которые осуществляют вывод денег. Их представителей мы неоднократно задерживали и в Кургане, возбуждены уголовные дела, которые в настоящий момент расследуются.

— Можно ли разделить киберпреступления на какие-то основные группы по определённым признакам, чтобы граждане видели, с чем они рискуют столкнуться?

— На самом деле, способ совершения преступления, если мы говорим о кражах всегда один. Это попытка завладеть реквизитами банковской карты: номером, датой выпуска и CVC / CVV кодом, который находится на обратной стороне. Один из самых распространённых подходов: преступники звонят и представляются сотрудниками службы безопасности банка. Они сообщают потерпевшему о том, что по этой карте происходит покупка или снятие средств со счёта и просят подтвердить: он ли совершает эти операции? Человек, который ничего подобного не делал, начинает паниковать. Пока он находится в этом состоянии, злоумышленники просят у него вначале данные карты, которые многие с готовностью предоставляют, а потом говорят: мы вам выслали секретные СМС-коды для блокировки карты, но вы обязаны их подтвердить. А на самом деле жулики уже входят в интернет-банк и коды, которые направляются потерпевшему, — это коды подтверждения операций по переводу денег.

Второй вариант, когда преступники убеждают гражданина совершить какое-либо действие. Злоумышленники под разными предлогами заставляют жертву подойти к банкомату, совершить определённые операции, в результате которых происходит перевод его средств на карту или телефон преступников. Бывают трагикомические случаи, когда люди просто снимают деньги со своей карты и кладут на счёт жуликов.

А что касается более «продвинутых» способов, то это единичные случаи. Например, злоумышленники, выступая от лица службы безопасности банка, для того, чтобы якобы обезопасить пользователя от мошенничества, предлагают тому установить совершенно, кстати, легальную программу, которая позволяет третьим лицам подключиться к вашему смартфону. И всё — у преступников на руках данные о всех твоих операциях и доступ к привязанным к телефону счетам.

— И как людям вести себя во всех названных случаях?

— Следует чётко понимать: во-первых, кредитные организации никогда не работают с клиентами по удалённым линиям, не отслеживают покупки, не могут предотвратить снятие денег со счёта, не звонят своим клиентам по этим поводам. Максимум, что они могут сделать, — это заблокировать сделку или карту. Во-вторых, в любом договоре на выдачу банковской карты указано: никому не передавать CVC / CVV код, даже самим сотрудникам кредитной организации.

— Как надо понимать, от мошенников никто не застрахован?

— Абсолютно никто. На их удочку попадаются как пенсионеры, так и молодёжь, ребята по 18, по 20 лет, жертвами зачастую становятся вполне грамотные люди, с высшим образованием.

— А можете привести конкретные примеры преступлений?

— Вот только сводка за один день. Случай номер один. Злоумышленники позвонили гражданке 1957 года рождения, пенсионерке, представились сотрудниками одного из банков, обманным путём, под предлогом предотвращения хищения денежных средств, завладели реквизитами банковской карты и совершили кражу 148,5 тысяч рублей. Второй случай. Вновь звонок, вновь представились сотрудниками того же банка. Потерпевшая — женщина 1962 года рождения, работает в дошкольном учреждении. Украли 114 тысяч рублей. И ещё один пример с такими же вводными, и ещё. Это всё SIP-телефония, номера у звонивших на «495» начинаются. А вот мошенничество — пенсионерка перевела через банкомат 350 тысяч рублей на сотовый телефон преступников. И вот за день четыре кражи и семь мошенничеств, и всё одно и то же.

— Но вы ведь обо всём этом говорите, ведёте профилактику, обходите людей, выступаете в СМИ…

— К сожалению, многие нас не слышат. Вот к этой женщине, которая перевела деньги через банкомат, трижды сотрудники приходили, последний раз за две недели до преступления, совершенного в отношении этой женщины.

— Если вспомнить случай в Шадринске, то почему в банке не поинтересовались, откуда вдруг у женщины возникала потребность в таких крупных суммах?

— В своё время мы проводили такую работу с банками для того, чтобы там всё же обращали внимание на ситуации, когда, например, кто-то пытается перевести деньги через банкомат, и у них что-то не получается, когда снимают крупную сумму денег, и так далее. Сейчас кредитные организации от этого дистанцировались. Бывают, конечно, редкие исключения. Например, в конце сентября пожилая женщина пришла в банк, стала снимать деньги, возникла какая-то заминка и сотрудница операционного зала поинтересовалась, в чём проблема. И за разговором оказалось, что это был ещё один из традиционных способов мошенников по выманиванию денег: якобы сын попал в аварию. В этом случае сотрудница банка женщину спасла, но это, к сожалению, бывает очень редко.

— Подводя итог, что в этом случае остаётся делать нам, обычным зауральцам, чтобы уберечься от мошенников?

— Главный совет один — в любом непонятном случае обращайтесь лично в свой банк. Если звонящие говорят о подозрительный вещах — делайте то же самое, не можете сами проверить состояние счёта, ведь не у всех есть доступ к банковским онлайн-приложениям, — идите в кредитную организацию и выясняйте лично. Как уже говорил, из банка вам никто звонить не будет, в лучшем случае просто карточку заблокируют. Если видишь звонок с незнакомого номера — проверь его в интернете, наверняка он окажется в базе номеров мошенников. Работая в сети — не переходи по непонятным ссылкам, не устанавливай посторонние программы, особенно если действуешь под чью-то диктовку. А представителям старшего поколения необходимо объяснить, чтобы они при любых подозрительных звонках прекращали разговор и связывались со своими родными и близкими, обращались за помощью к соседям. Не принимайте скоропалительные, необдуманные решения, особенно те, которые вам советуют незнакомцы. Людям необходимо ответственно относиться к своей безопасности и к своим денежным средствам и никакой информации, относящейся к этим вещам, посторонним не говорить.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *