Скромное обаяние Утяка

новости курган

В этом году железнодорожной станции, давшей начало курганскому микрорайону, исполнилось 125 лет, рассказывает экскурсовод Алексей Дедов

 «Утяк – один из самых красивых микрорайонов Кургана, ведь рядом с ним находится живописный лесной массив, – рассказывает экскурсовод Алексей Дедов. – Для меня, как, наверное, для многих курганцев, Утяк ассоциируется, прежде всего, с долгими лыжными прогулками. Маршрут через лес, от Увала до Утяка, пользовался большой популярностью у горожан. Лыжня проходит мимо озера Патронное, там, где, по легенде, некогда находилось имение первого городничего Кургана – Ивана Петровича Розинга. В лесу можно встретить множество животных – лис, зайцев (самое главное – не шуметь во время прогулки). Маршрут заканчивается на очаровательной маленькой станции Утяк, рядом с которой расположен одноименный поселок. Долгое время вокзал на Утяке располагался в деревянном здании, где в небольшом зале ожидания зимой можно было погреться у круглобокой уютной «утермарковской» печки. Эту кирпичную печь для отопления помещений, снаружи заключенную в металлический футляр, изобрел в 1820 году российский архитектор немецкого происхождения Иоганн Утермарк. Такие печи были широко распространены в России вплоть до середины XX века».

Дачники и пикники

Утяк всегда отличала романтика неспешной загородной жизни по соседству с лесом и железной дорогой, издавна привлекавшая курганцев. Уже в начале XX века горожане устраивали в окрестностях станции Утяк пикники, выезжали туда на охоту. В сети есть фотография, датированная 1916 годом, запечатлевшая таких любителей отдыха на лоне зауральской природы.

новости курган

новости курган

Фото с сайта superomsk.ru

В окрестностях Утяка находились загородные имения и сельскохозяйственные угодья многих зажиточных курганцев, среди них– знаменитая заимка Льва Дмитриевича Смолина, доставшаяся ему по наследству от отца, крупнейшего зауральского промышленника и мецената Дмитрия Ивановича Смолина. Это было образцовое агрономическое хозяйство, куда крестьян возили на экскурсии. К сожалению, сейчас от заимки ничего не осталось. Но и в наши дни Утяк остается центром дачной жизни, там находится крупное садоводство железнодорожников.

Бури гражданской войны

В годы гражданской войны в окрестностях Утяка и на самой станции разворачивались бурные события – там практически проходила линия фронта. В 1919 году красные выбили колчаковцев из Кургана, после чего белые заняли оборону по правому берегу Тобола. Противников особенно интересовало направление на Утяк и Глинки, там находился железнодорожный мост – стратегический объект. До сих пор вокруг Утяка можно увидеть остатки окопов, землянок, найти в земле оружейные гильзы.

В начале сентября 1919 года красные погнали колчаковцев почти до Петропавловска, но постепенно выдохлись, белые же предприняли контрнаступление и вернулись на прежние рубежи. В октябре 1919 года Курган охватила паника – ожидалось, что колчаковцы вот-вот войдут в город, советские учреждения готовились к эвакуации. До Кургана белые всё же не дошли, зато Утяк вновь захватили, так что станция трижды переходила из рук в руки – сначала красные выгнали белых, потом колчаковцы вернулись и выбили оттуда красных, и, наконец, красные снова отвоевали Утяк у белогвардейцев, на этот раз уже окончательно.

Стальной путь на целину

Станция Утяк появилась благодаря строительству легендарной Транссибирской магистрали. 4 октября 1893 года в Курган прибыл первый поезд из Челябинска, после чего началось строительство моста через реку Тобол и железнодорожной линии из Кургана на Омск. Первый поезд на Омск через Тобол пошел в 1894 году, еще по временному, деревянному мосту. Постепенно на этой линии возникала инфраструктура – в числе прочих станций в 1896 году построили разъезд Утяк. Первоначально этот маленький разъезд ничем не выделялся, особое значение он приобрел уже в середине XX века, когда в 1954 году в Советском Союзе началось освоение целины. В стране распахивали целинные и залежные земли – в том числе в Казахстане и на юге Курганской области. Решено было построить железную дорогу, чтобы беспрепятственно вывозить зерно из целинных районов в Сибирь и европейскую часть России. Сначала разработали проект узкоколейки до казахского города Атбасара, линия должна была начинаться именно от станции Утяк. Ее уже начали строить, но в 1955 году планы изменились. В итоге в 1956 году к началу уборки урожая была сдана в эксплуатацию ширококолейная железная дорога Утяк – Пески-Целинные протяженностью 263 км. Железнодорожная магистраль прошла через Курганскую, Кустанайскую, Северо-Казахстанскую и Кокчетавскую области. Благодаря этой ветке Утяк стал значимым железнодорожным узлом, станция начала расти и шириться.

В конце 1950-х годов разъезд превратился в поселок, там появились клуб (сейчас, к сожалению, он не работает), школа. В микрорайоне до сих пор сохранились уютные двухэтажные многоквартирные дома того времени. Сейчас на Утяке базируется путевая машинная станция № 172 – механизированное передвижное предприятие, выполняющее плановые работы по ремонту железнодорожных путей. Еще одна достопримечательность Утяка, хорошо видная на снимках из космоса, – огромное железнодорожное разворотное кольцо.

Микрорайон преображается

новости курган

В последнее время микрорайон Утяк начали активно благоустраивать. В этом году в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» построили подъездную дорогу к станции, уложив 6,5 километра асфальта. Для жителей микрорайона оборудовали тротуары и четыре площадки под остановочные комплексы.

Местные активисты организовали в микрорайоне целых три территориальных общественных самоуправления – ТОС «Утяк», «Утяк Южный» и «Лазурный». Жители Утяка, объединившись в ТОС, активно участвуют в городских конкурсах, обустраивают детские площадки, высаживают цветы и деревья, проводят веселые праздники и самодеятельные концерты, дружно приводят в порядок родной микрорайон на субботниках.

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *