Театр в квартире

новости курган

Репортаж из необычной курганской театральной студии

Дом детского творчества «Синяя птица» устроил необычную театральную студию, похожую на коммунальную квартиру. Как можно превратить коммуналку в творческое пространство, узнала Анна Карпова.

Ты кто?

Вы когда-нибудь бывали в подъезде без квартир? Обшарпанные стены, лестничные площадки, перила – все на месте. Но дверей нет. Первый этаж, второй, третий. Уже кажется, что в этом вертикальном туннеле и нет никакого театра. Наконец, слышатся голоса и беготня, проходим еще пролет и попадаем в «квАРТиру №4».

Мы оказались в театральной студии «Квартира» дома детского творчества «Синяя птица» по адресу: ул. Черняховского, 8Б. Внутри все и правда напоминает обычную коммунальную квартиру, если не читать надписей на дверях «комнат». Нас никто не встречает. Идем на шум.

Все собрались за чаепитием в просторной столовой, служащей одновременно мастерской глиняной игрушки – добрую половину стола и других поверхностей занимают именно они. Знакомимся с ребятами и с режиссером театральной студии и преподавателем кружка керамики Татьяной Волковинской – женщиной с редкой сединой в волосах и блеском в глазах.

— Сначала у нас были поделки, потом пошли на сцену. Затем была экранизация «Полет кузнечика» – уже киноартистами стали. – Сходу начинает рассказывать руководитель студии. – Пытались даже снять пьесу Коляды «Игра в фанты». Кстати, у нас даже где-то сохранились карточки, где расписывались те, кто там играл…

Стремительно начавшуюся беседу прерывает только что вошедший паренек. Едва поздоровавшись со всеми, он останавливает свой любопытный взгляд на мне.

— Ты кто?

Это вызывает у остальных смех, который тут же сменяется взаимной заинтересованностью.

Саша – тот, кто так своеобразно поздоровался, – занимается уже третий год. В этом составе он «старичок», так как многие из присутствующих – первогодки. Еще есть Лёня, он здесь два года. Ему больше всех нравится общаться со мной. Хочется показать себя и все вокруг, оказаться в центре внимания. Кристина – девушка, которая изначально привела в студию младшего брата Диму, но сама втянулась в творческий процесс, и теперь они ходят на репетиции вдвоем.

— Нашла! – Татьяна Анатольевна находит что-то в большом сиреневом шкафу. Это карточки с автографами. – Это вот подпись Миши Байкалова. Это Ева, она актриса театра и кино на данный момент. Никита Скобелев, актер молодежного театра в Челябинске. Илья Горшков, Курганский театр драмы. Один или два раза мы всего так расписывались, и оказалось – это и вправду был звездный состав. Они потом даже с монологами из этого спектакля поступали.

Вскипел чайник, и тут же разошелся на несколько запоздавших кружек.

— Недавно у нас был по пьесе Брумеля спектакль «Доктор Назаров» — продолжает режиссер. – Было сложно представить их [учеников] в роли серьезных врачей, но тем не менее спектакль у нас получился. Даже были в конце слезы.

— Самое главное – зрителю понравилось! — вставил Леня.

Лучше и не скажешь.

— Дело в том, что очень сложно играть бытовые вещи, тем более самодеятельность. Но так как мы спектакли ставим достаточно долго, успеваем проникнуться всем психофизическим аппаратом – и в роль, и в атмосферу, и так далее. Илизаровский центр нам выделил аппарат Илизарова, разные шурупы, болтики.

Крестная фея

новости курган

Театральная студия «квАРТира» (ранее – «Коробейники») существует уже более 20 лет. За это время под руководством ее бессменного руководителя было поставлено более 50 спектаклей и завоевано множество призовых мест. Ученики занимаются здесь бесплатно, сейчас возраст ребят в младшем составе от 10 лет, а в старшем – 15-17. Многие, кто приходил в театральный кружок, сейчас выступают с гастролями и играют на большой сцене в Кургане, Челябинске, Санкт-Петербурге. Выцветшие портреты выпускников украшают сиреневые стены студии.

Часто к Татьяне Волковинской приходят заниматься керамикой, а затем, попадая на сцену, раскрывают себя по-новому. Именно так произошло в жизни Михаила Байкалова, одного из актеров первого состава «Коробейников». Сейчас он входит в труппу Курганского государственного театра драмы и играет главную роль в спектакле «Морфий».

— Татьяна Анатольевна развивала в нас не только актерские способности, но и в целом подготавливала к жизни. Для кого-то она была наставником, для кого-то – другом, тетей, крестной феей. Прививала вкус, основные сценические навыки, театральную этику. «Квартира» для многих стала семьей. Это была полноценная жизнь, мы переживали первый опыт общения с людьми, первую влюбленность, первые отношения. Иногда, когда удается выбраться из расписания театра, я прихожу в гости к студийцам. Интересно посмотреть, что сейчас ставит молодежь. Приятно осознавать, что наше дело живет и продвигается, и что школьникам до сих пор интересен театр. Правда, чуть-чуть неловко бывает, когда люди, выросшие на рассказах о тебе, смотрят как на легенду: с ужасом, трепетом и восторгом, — рассказывает Михаил.

Знакомство с ролью

После чая с печеньками мы переходим в зрительный зал – помещение размером со среднестатистическую гостиную. Комната условно разделена на сцену и места для зрителей, но они находятся на одном уровне и образуют единое пространство.

Ребятам предстоит играть пьесу-сказку «Что слово злое наколдует» Сергея Потапова, и сейчас они знакомятся с героями.

Леня описывает, каким видит своего персонажа.

— … Родился он в Питере…

— Почему «он»? – прерывает Татьяна Анатольевна.

— Я, я родился в Питере – поправляется парень, вспомнив один из главных принципов вхождения в роль.

Далее – этюды без слов. Дети разбиваются по парам и разыгрывают небольшие импровизационные миниатюры, пока что не касаясь сценария.

В одной из них участвуют Дима и Саша. Саша – домовой, а Дима – Светик, парнишка, который этого домового недолюбливает. Домовой подметает пол, добирается до мальчика и начинается конфликт. Завязывается игровая драка, в которой с помощью веника побеждает домовой. Ну и, конечно, избавляется от «тела», пытаясь утащить его за кулисы и одновременно подчищая им пол.

— Очень хороший домовой, добрый — смеется Татьяна Анатольевна, сидя на своем режиссерском компьютерном кресле.

На протяжении всего занятия в воздухе витает множество смешинок, которые время от времени кто-то ловит. Можно с уверенностью сказать, что комедия – неотъемлемая часть каждой репетиции в «Синей птице». Обстановка на репетиции настолько оживленная, что когда наступает тишина – непривычно. Нужно срочно ее заполнить, и Леша, молодой человек в очках с белоснежными волосами, предлагает сыграть в «Крокодила», пока другие готовят этюд. Но у театралов «Крокодил» тоже немного другой. Как бы вы показали чайный пакетик? Наверное, характерным движением в кружке. Леша же представил пакетиком себя, несколько раз подпрыгнув.

Заразная сцена

Когда мы остаемся наедине, Татьяна Анатольевна с восторгом и ностальгией ударяется в повествование о своих подопечных. Ее мысли сменяют одна другую, путаются, слова не успевают за всем тем, чем хочется подлиться. Ее голос обволакивающий, располагающий, манера говорить обо всем с интересом делает интересной любую историю.

— Я человек увлекающийся. По образованию актриса, режиссер, декоративно-прикладное искусство. Когда я появилась в «Синей птице», мы сначала занимались большой дымковской игрушкой, лепили куклы. И на базе этого родился спектакль «Перепелиха». А потом уже бытовая пьеса. Немногие приветствуют молодежные постановки, считают правильным ориентироваться на классику. Но мы брали то, что интересно было 14-летним подросткам. Сначала такие вещи не принимались. Знаковым стал спектакль «Я просто рыжий клоун», нам тогда дали лучшую мужскую роль. Нонсенс для самодеятельности – «Наташина мечта». Моноспектакль и самодеятельность – казалось, вещи несовместимые. Это было что-то запредельное, особенно в сознании жюри.

— Есть ли отбор в студию?

— Я никого не отбираю. Если приходит человек, я могу хоть корову на льду научить танцевать. Честно. Дольше придется немножко, но ничего. – Татьяна смеется. – Потенциал есть у всех. У каждого есть свои определенные грани, которые главное открыть. Есть зажимы, но если поверить в себя – такое чудо случается! По крупиночкам. Вот какой-то маленький подвиг человек совершил, чуть-чуть сдвинулось с места – я уже фиксирую. Вот шажочек, потом пол шажочка. Потом может быть топтание на месте. Потом дальше-дальше, появляется стимул. Это же заразно. Кто заразился однажды, тот заражает других.

Помимо «профессионального удовлетворения» (это она о студийцах), режиссер искренне гордится своими детьми. У Волковинской взрослая дочь и две внучки.

Химический дом

К 17 часам в студии происходят перемены: появляются ребята из старшего состава, а младшие отправляется по домам. За исключением Леши, Саши и Лени – они будут играть в спектакле «Химический дом». Это пьеса Германа Грекова о чувствах людей, которую каждый интерпретирует по-своему. Одна из тех историй, в которых мало что очевидно на первый взгляд, зато есть безграничный простор для философских рассуждений и теорий. Как говорит руководитель студии, «психоделика, которую мало кто поймет». Ее главный герой – химик, который может синтезировать нужные людям чувства и эмоции, но сам при этом страдает от неразделенной любви.

Помимо Леши, главного героя «Химического дома» играет еще и Влад. Эта роль пока не закреплена за кем-то из них, и ребята пробуются на нее вдвоем. Влад Кубасов занимается в студии с 2015 года, и изначально, как и многие, приходил к Татьяне Анатольевне заниматься керамикой. Сейчас Владу 17, он учится в колледже на парикмахера-стилиста и интересуется режиссурой. Он даже снял две короткометражные работы с участием местных актеров.

— Хотелось создать что-то свое. Я выкладывал короткометражки в наш паблик «квАРТира №4» во «ВКонтакте», приняли их хорошо. В дальнейшем планирую связать свою жизнь с режиссурой кино. Но Татьяна Анатольевна говорит, что на режиссера лучше идти в более сознательном возрасте, уже с опытом. Поэтому планирую набраться профессионального и жизненного опыта, и идти поступать в вуз.

Сценическое пространство в «квАРТире» – небольшой квадрат с минимумом декораций, ограниченный балконной дверью справа и дверьми в коридор слева. В таких условиях особо не развернешься. Но тем сильнее сосредотачиваешься на актерской игре, и тем отчетливее видны все их помарки. Такова специфика камерного театра. Актер находится со зрителем в очень близких отношениях – как физически, так и психологически.

Очень важно отработать все технические моменты, чтобы глубоко вошедший в роль артист на миниатюрной сцене ни обо что случайно не споткнулся и ничего не сломал. И чтобы все стояли, сидели, лежали там, где нужно – для естественности повествования. Сегодня режиссер делает акценты как раз на таких «точках».

— Леша, а сейчас подойди и возьми колокольчик.

Леша подходит к одному из трех висящих колокольчиков.

— Не этот.

Леша переходит на другую сторону сцены и тянется к еще одному.

— Другой, — терпеливо направляет его Татьяна Анатольевна, и Леша послушно находит нужный колокольчик, чтобы перейти к следующей сцене.

Пока одни актеры играют, кто-нибудь обязательно следит за сценарием, что помочь, если кто-то забудет слова. Это называется «сидеть на тексте». Некоторые в ожидании своего выхода вживаются в роль, другие внимательно наблюдают за героями.

В какой-то момент на сцене появляется Вера – девочка из старшего состава. Ее героиня уговаривает доктора дать ей препарат от любви. Она неусидчива, и даже плюхнувшись в кресло, не может спокойно на нем оставаться, подпрыгивая и перетаскивая его из угла в угол. Из повидавшего виды старого советского кресла, кое-где уже даже надломленного, начинает сыпаться «песок», и запах ветхой мебели разносится по студии.

Розы цветут в навозе

В гости в «Квартиру» заглянул Влад Топоров. Он пробовал заниматься в разных театральных студиях, в том числе в «Черемушках» у Павла Ведерникова и здесь, у Татьяны Анатольевны. Он много раз выступал на любительской сцене и даже писал и ставил пьесы. Это место остается для него одним из любимых, несмотря на то, что сейчас актерство – просто хобби.

— Сюда многие приходят просто «потусить» или за компанию. Но со временем, пока на репетициях общаются, прикалываются, сами не замечают, как начинают играть. Человек постепенно проникается, получает здесь эмоции, ему здесь хорошо. Волковинская видит, что ему нравится, и начинает: «Так, дорогой, давай тебя попробуем на роль». Он сперва выделывается, а потом все равно оказывается на сцене.

Когда в Рябково открылась студия, для детей появилась возможность. Как говорится, «розы цветут в навозе». Поэтому, наверное, закономерно, что именно в таком месте, где много боли и грязи, вырастают такие талантливые люди. Действительно: посмотришь на какие-то другие современные студии, где у все всё хорошо, классно. Там ведь ребята не ахти играют. Хотя они уже о себе много чего. А здесь ребята о себе вообще ничего. А когда начинают делать, думаешь: это реально? Это люди другие вообще. Ты не веришь, что этот человек через пять минут искренне смеется вместе с тобой.

Татьяна Анатольевна поправляет всегда аккуратно, больше хвалит. Чтобы не расстроить, не задеть внутреннее мироустройство другого. Понимает, как общаться с чувствительным человеком. Наверное, потому что сама такая же. Какой бы ни пришел ребенок, она его не ломает, — говорит Влад.

***

К половине восьмого вечера все начинают собираться домой. Обсуждают разное, спрашивают у меня: «Ну как?».

— А ты завтра придешь? – с надеждой интересуется Леня.

Приходится разочаровать.

– Приходи на спектакль, может быть, у меня интервью возьмешь, — приглашает он.

По ребятам видно, что они здесь все не просто так. У кого-то проблемы в семье, в школе. У кого-то есть амбиции, кто-то, как Татьяна Анатольевна, просто старается проживать каждый момент на полную. Движимые желанием творить и быть частью чего-то большего, они готовы проводить здесь хоть целый день, хоть все свое время. Глядя на них, думаешь, что у этих молодцов все только впереди. И веришь, что все получится – с таким педагогом другого варианта нет.

— Химический дом будем играть в марте, — говорит под конец встречи Татьяна Анатольевна. — В феврале у нас состоятся показы моноспектакля «Жизнь на Марсе», актриса Лиза Скляр. Мы его поставили еще в прошлом году, тогда же была премьера. Очень сложная, безумно сложная работа. Но нас, как говорится, штырит, — снова заливается смехом Волковинская.

Студентка КГУ Анна Карпова
Фото автора

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *