В Кургане внедряют практики с доказанной эффективностью
Ежегодно 2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. В эти дни специалисты Курганского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями (ГАУ «Курганский РЦ») проводят семинары, на которых рассказывают и показывают, как помочь дошкольникам с расстройствами аутистического спектра (РАС). На одном из них побывал корреспондент «КиК».
При РАС страдает психологическое развитие. Таким детям трудно поддерживать зрительный контакт, они плохо реагируют на обращенную речь и имя, не хотят играть с другими. Некоторые, наоборот, избыточно общительны, при этом не способны выстраивать длительные дружеские отношения и учитывать социальные правила. Для детей с РАС характерен ограниченный, стереотипный, повторяющийся набор интересов и занятий. Они стремятся к постоянству и не могут с легкостью переключать внимание.
В настоящий момент не одобрено ни одного лекарственного препарата, способного влиять на ключевые симптомы РАС. Основные методы лечения носят преимущественно немедикаментозный характер и включают поведенческие, образовательные и психологические вмешательства, говорится в клинических рекомендациях, утвержденных Минздравом РФ в 2020 году. Чем раньше начинает оказываться помощь, тем лучше прогноз развития ребенка.
Практики с доказанной эффективностью и безопасностью уже несколько лет успешно применяются в ГАУ «Курганский РЦ». Если дома и в детском саду будут использоваться такие же методы, то это пойдет только на пользу ребенку. Так что можно делать?
На обучение новым навыкам и избавление от нежелательного поведения направлены методики и принципы прикладного анализа поведения (ПАП). Среди них – положительное подкрепление. То есть, перед выполнением одного или нескольких заданий нужно сообщить ребенку, что в конце станет его призом. Он сможет поиграть с любимой машинкой, съесть что-нибудь вкусненькое, позаниматься чем-то приятным. Стимулом для ребенка с РАС может стать даже ничегонеделание или наблюдение за взрослым, который что-то пишет.
Кандидат психологических наук, руководитель отделения психолого-педагогической помощи ГАУ «Курганский РЦ» Евгения Нестерова объясняет: «По сути, заключается контракт. Ребенок понимает, что с этой тетей можно сотрудничать, если она, конечно, потом не обманет, не скажет: «Да он и так нормально позанимался, без машинки». Не будет опоры на мотивацию ребенка – не будет никакого дальнейшего сотрудничества и взаимодействия».
При общении с ребенком с РАС важно оптимизировать свою речь. Говорить нужно кратко, глаголами: «Покажи»; «Положи»; «Посмотри».
«Дайте ребенку время на обработку информации, чтобы инструкция дошла до определенных участков его мозга, и там «загорелась лампочка», – заметила Евгения Нестерова. – Например, мама сказала: «Надевай ботинки». Повернулась. «Ах, ты еще не надел ботинки! Вот эти, желтые. Я тебе говорю – надевай». Ребенок завис. Чтобы «лампочка загорелась», маме нужно было сказать только: «Надевай ботинки». Затем про себя отсчитать: раз, два, три, четыре, пять. После этого еще раз повторить: «Надевай ботинки». А еще полезно показать».
В Курганском РЦ очень эффективным считают самодельный таймер – пять одинаковых крышечек от какого-либо напитка на ленте-липучке. Его можно использовать, например, когда требуется забрать игрушку у ребенка и снова приступить к занятиям. Слова нужно произнести такие: «Играть осталось… пять, – педагог или родитель ждет. – Четыре, – снимает одну крышечку с ленты и откладывает в сторону. – Три, – аналогично. – Два. – На ленте пока две крышечки. – Один». После этого забирает игрушку. Ребенок спокойно отдает ее, так как видел, что крышечек становится меньше, и готовился к неизбежному – взрослый заранее предупредил, что «играть осталось пять».
Евгения Нестерова отметила: «Дети с аутизмом очень любят счет. Это их успокаивает. Иногда они считают сами для себя, чтобы успокоиться».
Также полезен визуализированный алгоритм. Допустим, последовательность надевания одежды. В столбик или ряд расположены изображения предметов одежды, «что за чем». Аналогично работают так называемые «социальные истории». Это озвученная ребенку последовательность событий. Примерная социальная история, как смотреть спектакль: «Мы придем в театр. Разденемся в гардеробе. Пройдем в зал. Сядем в кресла. Будем смотреть спектакль. Затем спустимся в гардероб, оденемся и пойдем домой».
При работе с детьми с РАС желательно использовать подсказки – вербальные, жестовые или физические, при которых педагог полностью действует руками ребенка. Помогают карточки, коммуникативная доска, планшет (альтернативная коммуникация). К практикам с доказанной эффективностью относится и структурирование среды. Например, на столе нарисовано, куда надо поставить тарелку.
Евгения Нестерова заключила: «Понятно организованная среда должна быть дома и в тех местах, где ребенок бывает. Главным специалистом в этом должны стать мама, папа, семья. Потому что весь мир не может подстроиться под ребенка. Но когда родители в состоянии адаптировать мир, тогда ребенку более комфортно живется».
По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый 160-й человек в мире – это человек с аутизмом. Фонд «Обнаженные сердца» в 2018 году говорил о том, что каждый 88-й, а на сегодняшний день – каждый 44-й. Федеральный ресурсный центр в 2020 году опубликовал данные, что в России 33 тысячи детей с расстройствами аутистического спектра. Что касается ГАУ «Курганский РЦ», то в 2021 году здесь в прошли реабилитацию 114 несовершеннолетних с РАС (в 2015 году – 16). Как отмечают в учреждении, вовремя организованный реабилитационный процесс и коррекция, начатая в раннем возрасте, способны привести к тому, что ребенок будет социализирован, жить в обществе, получит профессию и станет работать.
Полезные ресурсы:
1. Сайт фонда «Обнаженные сердца»: https://nakedheart.ru/
2. Сайт Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС: https://autism-frc.ru/
3. Сайт Курганского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями: https://raduga-45.kurg.socinfo.ru/
4. Группа друзей Курганского реабилитационного центра «Радуга»: https://vk.com/club152412609
Рекомендуемые книги:
1. Баенская Елена Ростиславовна. «Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития» (12+).
Можно взять в отделе отраслевой литературы ЦГБ им. В. Маяковского.
2. Карл Гилберт. «Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие» (12+).
Можно взять в отделе отраслевой литературы ЦГБ им. В. Маяковского, в библиотеке им. Л. Толстого, библиотеке им. В. Шукшина, библиотеке им. А. Чехова.
3. Стенли Гринспен. «На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления» (12+).
Можно взять в библиотеке им. Л. Куликова.
4. Денисова-Радзинская Елена Тимофеевна. «Мы все из одной глины: как преодолеть трудности, если ты необычный» (12+).
Можно взять в отделе отраслевой литературы ЦГБ им. В. Маяковского, ЦДБ им. Н. Островского.
5. Мелия Алексей Александрович. «Мир аутизма. 16 супергероев» (16+).
Можно взять в отделе отраслевой литературы ЦГБ им. В. Маяковского, ЦДБ им. Н. Островского, библиотеке им. Н. Некрасова, библиотеке им. Л. Толстого, библиотеке им. А. Чехова, библиотеке-музее ЖЗЛ, библиотеке им. А. Пушкина, библиотеке им. С. Васильева, библиотеке им. В. Шукшина, библиотеке им. М, Шолохова.
6. Патрик Сансон. «Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми» (12+).
Можно взять в отделе отраслевой литературы ЦГБ им. В. Маяковского.
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости