Изучать нам — не переизучать

Новости Курган

5 психологических экспериментов, которые раскрывают природу человека

Наше мнение зависит от мнения социальной группы, к которой мы себя относим.

Даже если мнение группы противоречит здравому смыслу или нашим убеждениям, мы не всегда можем ему противостоять. Пока существует хотя бы призрачная угроза осуждения со стороны окружающих, нам намного легче быть конформистом, т. е. приять мнение окружающих, чем отстаивать свою позицию. Это доказал в 50 х годах прошлого столетия психолог Соломон Аш, который провел ряд экспериментов, показавших власть подражания.

Участников эксперимента разделили на группы по 2-7 человек. Один человек в группе был испытуемым, а остальные — помощниками Аша. Сначала помощники отвечали на все вопросы правильно, так же, как и испытуемый, но потом стали единогласно давать неверные ответы. Практически 75 % испытуемых согласились с ошибочным мнением большинства, по крайней мере, единожды.

Аш также выяснил, что если один из его союзников в группе намеренно давал правильный ответ, процент настаивающих на своем верном ответе испытуемых резко возрастал. Это подчеркивает тот факт, что наличие социальной поддержки очень важно для человека.

Насилие, наблюдаемое детьми в кино, по телевидению и в видеоиграх, может приводить к формированию у них агрессивного поведения.

Более полвека назад психолог Альберт Бандура выяснил, как наблюдение агрессии влияет на психику детей. В знаменитом эксперименте, известном под названием «Кукла Бобо», он доказал, что формирование агрессии у детей происходит посредством наблюдения и взаимодействия с другими людьми.

Эксперимент демонстрировал детям две различные модели взрослого поведения: агрессивную и неагрессивную. Детям в возрасте от трех до шести лет был показан десятиминутный сюжет, в котором некий человек избивал куклу Бобо. Концовка представления предусматривала три варианта: человека наказывали за избиения куклы, поощряли либо он просто выходил из комнаты.

После просмотра фильма детей помещали сначала в комнату с игрушками, но не разрешали с ними играть, а затем — в комнату с куклой Бобо. В итоге дети подражали увиденной модели поведения взрослых в их отсутствие. Причем мальчики показали стремление к подражанию физической модели насилия, а девочки — проявления словесной агрессии.

Согласно выводам Бандуры, агрессивное поведение взрослого по отношению к кукле позволило детям предположить, что такие действия в принципе приемлемы. И в результате у детей закрепилась модель поведения с проявлениями агрессии в ответ на какое-либо расстройство.

Сегодня психологи продолжают изучать воздействие наблюдаемого насилия на поведение детей. И все еще остается открытым вопрос, приводит ли увиденное на экране ТВ или с монитора компьютера насилие к агрессивному поведению подрастающего поколения.

Повиновение авторитету может быть очень опасным, поскольку порой идет вразрез даже с общечеловеческими ценностями.

Опасности повиновения — так назвал свой эксперимент Стэнли Милгрэм, который он проводил в 1960 х годах. Если бы человек, наделенный властью, приказал вам нанести другому человеку поражение электрическим током мощностью в 400 вольт, согласились бы вы на такое? Большинство людей ответят «нет». Но в действительности все может оказаться совсем не так.

Участники эксперимента были разделены на «учителей» и «студентов», причем их разделяла стена. «Учитель» должен был бить током «студента» всякий раз, когда тот произносил неверный ответ. В то время как участник предполагал, что реально бил «студента» током, на самом деле ударов не происходило, а «студент» фактически был союзником экспериментатора, симулирующим потрясение.

В ходе эксперимента «учитель» слышал мольбы «студента» о пощаде, просьбы выпустить его и жалобы на больное сердце. Как только уровень тока достигал 300 вольт, «студент» отчаянно барабанил в стену и требовал освобождения. После чего затихал и переставал отвечать на вопросы. Тогда экспериментатор приказывал участнику рассматривать эту тишину как неверный ответ и нажимать следующую кнопку для удара током. В результате из 40 участников эксперимента 26 поставили максимальный уровень удара током и только 14 остановились.

Выяснилось, что большинство участников совершали садистские действия согласно авторитетной инструкции. Вот как описал это явление сам Милгрэм: «Простые люди, просто делая свою работу и без особой враждебности со своей стороны могут стать агентами в ужасном разрушительном процессе. И более того, даже когда разрушительный эффект их работы становится очевиден, но их просят продолжать действия, несовместимые с фундаментальными стандартами этики, лишь немногие люди находят в себе силы, чтобы противостоять власти».

Значение ситуации в поведении человека.

В 1971 году психолог Филипп Зимбардо провел эксперимент, чтобы увидеть воздействие на человека роли заключенного или тюремного охранника.

Запланированный на две недели Стэнфордский тюремный эксперимент пришлось прекратить спустя 6 дней.

Зимбардо разделил участников эксперимента на две равные группы и раздал роли — заключённые и надзиратели, а сам стал «начальником тюрьмы». Вначале студенты не очень-то понимали, каким образом им следует играть свои роли, но уже на второй день эксперимента все встало на свои места: восстание «заключенных» было жестоко подавлено «надзирателями». С этого момента поведение обеих сторон в корне изменилось. «Надзиратели» разработали специальную систему привилегий, призванную разобщить «заключенных» и поселить в них недоверие друг к другу. «Надзирателям» стало казаться, что «заключенные» в любой момент готовы поднять новое «восстание», и система контроля ужесточилась до крайней степени: «заключенных» не оставляли наедине с собой даже в туалете. Примерно 30 % «надзирателей» проявили садистские наклонности. Интересно, что и «заключённые» свыклись со своей ролью.

Американская психологическая ассоциация строжайше запретила повторять эксперимент по этическим соображениям. Запрет действует до сих пор.

Беспомощность может быть выученной.

Синдром выученной беспомощности был впервые описан американскими психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером в 1967 году на основании экспериментов на собаках. Собак, подвергавшихся вначале слабым ударам тока, помещали затем в другие клетки, где их активность уже могла бы помочь им избежать неприятных воздействий. На когда клетки открыли, животные покорно ложились на пол и скулили в ожидании разряда.

Суть открытия состояла в том, что беспомощность, имеет своим источником воспринимаемую животным независимость результатов от его усилий.

Ученые предположиди, что подобный феномен характерен и для людей. Психолог Хирото повторил эксперимент с воздействием на испытуемых неприятного громкого звука, который можно было прервать, подобрав комбинацию клавиш на пульте управления. По данным Хирото, выявились две крайние группы людей: одна группа (в которую вошел каждый третий) вообще не впадала в состояние выученной беспомощности; другая группа (в нее вошел каждый десятый испытуемый) не пыталась ничего противопоставить нарастающему шуму, испытуемые сидели возле пульта неподвижно, несмотря на то, что были обучены тому, как можно прекратить действие звука.

***

Противостоять давлению группы, не проявлять агрессию при детях, анализировать приказы авторитетов, в любой ситуации стараться оставаться человеком и не прекращать усилий, даже если попытки не приводят к успеху — о главных выводах экспериментов узнавала Анна Елисеева.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *