5 русских картин, в которых художники поднимали флаг

Новости Курган

Накануне Дня Государственного флага, который отмечается в России 22 августа, «КиК» решил вспомнить, в каких картинах русских художников поднимается флаг

Надо сказать, что геральдисты и другие специалисты по государственной символике указывают на различия между флагом и знаменем. Но для искусства, как и для нас, зрителей, эти различия неважны. Важен духоподъёмный настрой, вызываемый произведениями искусства, где эстетические чувства тесно переплетаются с патриотическими. ТОП-5 таких картин выстроен нами по хронологии их создания.

Илья Репин. «Бурлаки на Волге», 1873 год

Новости Курган

Впервые Репин увидел бурлаков на берегах Невы, где в 1869 году вместе с Константином Савицким он был на этюдах. Тогда же родился замысел картины и появились первые эскизы. Друг Репина Иван Крамской раскритиковал их и дал бедному на тот момент Илье Ефимовичу 200 рублей для поездки на Волгу, где бурлачество процветало. Этой компанией — Репин, Крамской и Савицкий — они и отправились в 1871 году на берега Волги. И эскизы к картине, и ее первый вариант хранятся в Третьяковской галерее. Но окончательный вариант, который знаком нам со школьной скамьи, Репин сделал после возвращения в Петербург в 1873 году. Это полотно входит в постоянную экспозицию Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

В 1873 году после выставки в Петербурге «Бурлаки на Волге» отправились на Всемирную выставку в Вене, где художник получил за картину бронзовую медаль. Там же, в Вене, полотно за 3000 рублей купил великий князь Владимир Александрович, который повесил «Бурлаков» в бильярдной комнате Владимирского дворца.

Полотно Репина, прославившее его, вызвало в своё время полемику в печати, критики разделились на «репинистов» и «академистов». Но нас интересует флаг, где же он? А вот — мачту барка, который бечевой тянут бурлаки, украшает… перевернутый российский триколор. По этому поводу искусствоведы выдвигают две версии. Первая — художник допустил ошибку просто от небрежности. Вторая же версия намекает на то, что Репин, поражённый участью бурлаков, переворачиванием флага подчеркнул их тяжёлую долю. Ибо триколор, совпадающий по расцветке с флагом торгового флота, в морском деле перевёрнутым означал сигнал бедствия.

Евгений Лансере. «Петербург начала ХVIII века», 1906 год

Новости Курган

Представитель художественного объединения «Мир искусства» Евгений Лансере (1875-1946) был увлечен изобразительной историей Петербурга. На его графическом листе «Петербург начала ХVIII века», который хранится в Русском музее, изображены Васильевский остров и здание Двенадцати коллегий архитектора Трезини. Будущая столица еще строится, справа побережье почти пустое. На гребном судне военные люди подняли флаг.

Евгений Лансере сделал еще несколько подобных работ, среди которых наиболее известны «Ботик Петра I» (1903 год) и «Корабли времён Петра I» (1911 год). Эти произведения принадлежат Государственной Третьяковской галерее.

В советское время художник выполнил несколько больших и интересных росписей в Москве — на Казанском вокзале, в Большом театре, в метро.

Борис Кустодиев. «Большевик», 1919 год

Новости Курган

Работавший над картиной в инвалидной коляске ,больной художник только из окна мог наблюдать изменяющуюся жизнь России. В дневниках того времени он писал: «Всё кипит, на улицах толпы народа…».

Картина поражает прямолинейностью символического образа и вместе с тем — мощью. Семимильными шагами над городом идёт большевик, а всю городскую даль заполняет его красное знамя, под которым толпы народа кажутся мелкими, как муравьи. Так, людишки!.. Дорогу этому мужику преграждает церковь, но, кажется, он растопчет и её.

Страшная эта картина похожа на плакат. А ещё на русский лубок, который был быстро освоен революционным искусством под свои нужды. Картина хранится в Государственном Русском музее.

Митрофан Греков. «Трубачи Первой Конной армии», 1934 год

Новости Курган

Участник Первой мировой и гражданской войн, друг Семёна Будённого и Климента Ворошилова, основатель студии военных художников, которая ныне носит его имя, Митрофан Греков писал в автобиографии: «Военным художником может быть далеко не всякий, хотя бы и самый одарённый живописец и рисовальщик. Надо непременно побывать в шкуре военного человека, понюхать пороху…».

Своими полотнами Греков полтора десятилетия прославлял Первую Конную армию Будённого. Все его полотна этого периода призваны были поднимать боевой дух красных воинов.

«Трубачи…», которые хранятся в Третьяковской галерее, кроме пропагандистских целей, имеют и живописные достоинства, прежде всего замечательную игру света и цвета.

Гелий Коржев. «Поднимающий знамя», 1960 год

Новости Курган

«Поднимающий знамя» — центральная часть триптиха «Коммунисты», созданного народным художником СССР, академиком живописи Гелием Коржевым. Это так называемый «суровый стиль», рождённый художниками середины ХХ века.

Булыжная мостовая, трамвайные рельсы, водосточный люк колодца. Убили рабочего знаменосца. Его товарищ, опустившись на одно колено, поднимает знамя, выпавшее из рук убитого. С гневом он смотрит на убийц, их нет в картине, но мы чувствуем, что они где-то рядом. Руки поднимающего знамя напряжены. Он полон решимости победить или умереть, но не отдать знамя врагу…

Полотно принадлежит Русскому музею.

Р.S. Недавно мы отметили 130-летие основателя профессионального изобразительного искусства в Зауралье Валериана Илюшина. Интересно, что Илюшин был связан своим ученичеством, сотрудничеством, знакомством и дружбой с Константином Савицким и Евгением Лансере, которые названы в этом обзоре.

По музеям «путешествовал» Валерий Портнягин.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *