Скоро в здании аэровокзала развернутся две выставки: одна посвящена Светлане Капаниной, другую составит коллекция моделей самолетов
Курганский музей авиации, как пишет википедия, единственный на территории Сибири и Урала, располагающий музейным собранием авиационной техники под открытым небом.
В августе он несколько раз раскрывал кабины своих самолетов и единственного вертолета для посетителей, чтобы и дети, и взрослые почувствовали себя на несколько минут лихими пилотами, смелыми покорителями небесной высоты.
Хотя те 14 летательных аппаратов, что сейчас красуются на территории музея, уже никогда не поднимутся в небо. Все они прошли непростой процесс списания, из них удалены авионика (совокупность всех систем, разработанных для использования в авиации в качестве бортовых приборов), аппаратура радиосвязи и другие нужные устройства, ослаблены крылья, конструкции фюзеляжа. Только Ан-2 сохранил ресурсный двигатель, он единственная крылатая машина, которую можно завести и на ней полетать. Правда, это лишь гипотетическое предположение, поскольку для полетов на самолете потребовалась бы большая переборка «сердца» и других органов махины.
Сегодня на участке площадью 5500 м² неподалеку от курганского аэропорта размещаются самые большие в нашем городе музейные экспонаты: военные самолеты МиГ-17, МиГ-19П, МиГ-21ПФ, МиГ-23УБ, Су-7Б, Су-17УМ3,Су-24, Су-25, Су-27, Як-52; гражданские самолеты Ил-14Т, Ан-24Б, Як-40, Ан-2 и вертолет Ми-2.
Музей был основан в 1985 году как ведомственный музей Курганского аэропорта. В 1991 году руководство Курганского авиапредприятия приняло решение о создании музейной экспозиции авиационной техники, которая торжественно открылась в августе 1993 года. В 2003 году музей авиации получил статус государственного и стал филиалом Курганского областного краеведческого музея.
– Вся военная техника пришла в музей из Курганского авиационного училища. С 1991 года до 2003 года на месте нынешнего КПИ базировался Курганский авиационный институт, у них был учебный аэродром. После того, как в 2003 году военное училище распалось, технику списали и передали нам. И она прошла процесс демилитаризации, – рассказал директор музея авиации Геннадий Секисов. – А вот Ан-24 и Ан-2 – самолеты курганского авиаотряда. Ан-2 – самый известный, простой и многоцелевой самолет. Сейчас в Кургане их около 18 штук летает, один стоит у нас в музее.
Ан-24Б был самолетом-лабораторией курганского авиаотряда по облету посадочных систем, летал по всему Советскому Союзу и может считаться главным путешественником среди курганских авиаэкспонатов, а вертолет Ми-2 служил в санавиации.
Самый интересный и самый современный в курганском музее экспонат – самолет Су-27, в России очень мало мест, где можно посидеть в его кабине. К тому же открыть кабину Су-27 очень сложно – к ней шлангом подключают баллон с воздухом, и она открывается под давлением.
Эти красавцы-самолеты до сих пор стоят на вооружении в российской армии. У них есть удивительное умение: Су-27 самостоятельно возвращается на аэродром вылета, даже если летчик ранен или погиб.
«До сих пор технические характеристики Су-27 не превзойдены. То, что создают сейчас, – по сути модификации прежнего Су-27, – уточнил исполнительный директор АО «Аэропорт Курган» Дмитрий Коваленко. – А штурмовик Су-25 уникален тем, что ни один его пилот во время боевых действий не погиб. Это последователь знаменитого штурмовика Ил-2, он оборудован броневой капсулой. Именно на воздушном судне, которое стоит в Кургане, летал генерал-майор авиации в отставке Александр Руцкой, советский и российский государственный и политический деятель, Герой Советского Союза. Он был у нас в музее много лет назад и узнал свой самолет по номеру борта».
В Курганском музее авиации есть и другие самолеты, переносившие на своих крыльях легендарных людей. На самолете с бортовым номером 04 летал космонавт Владимир Комаров. Ил-14 в 50-х годах числился самолетом штаба Уральского военного округа, когда им командовал маршал Георгий Жуков, и служил бортом для знаменитого полководца. Ил-14 – самая старая модель музея, ему стукнет 70 лет в этом году. Этот ветеран и друг «Маршала Победы» был доставлен в музей из детского лагеря «Космос», где служил аттракционом для ребятишек, но организаторы музея его там случайно увидели, и самолет занял свое заслуженное место в музее авиаславы.
МиГ-17 относится к первым реактивным истребителям, а МиГ-19П – самолет-перехватчик, первый МиГ, который преодолел скорость звука, развив свою скорость до 1410 км в час.
Самый раритетный музейный экземпляр – самолет-истребитель, бомбардировщик Су-7Б. Этих самолетов выпустили всего порядка 7000 единиц, и все они были очень быстро списаны, многие были переплавлены, так что в нашей стране этих стремительных крылатых машин осталось крайне мало.
Внутри самолета Ил-14 тоже образовался своеобразный «музей в музее», здесь представлена экспозиция аварийно-спасательного оборудования – 42 музейных предмета: от манекена летчика самолета По-2 до системы спасения и жизнеобеспечения К-36ДМ.
Это катапультное кресло военного самолета, бортовые аварийные самописцы (или, как их называют в народе, «черные ящики»), спасательная лодка, которая крепится к катапультному креслу, если полеты происходят там, где есть водоемы…
Как и любой экспонат, стоящий под открытым небом, самолеты имеют неприятное свойство изнашиваться. И в этом году началась их масштабная реставрация. Первые самолеты, которые «почистят свои крылышки» в сентябре, – МиГ-17 и МиГ-19П, гостеприимно встречающие посетителей на входе в музей. На следующий год запланирована реставрация еще трех самолетов.
К сожалению, музейная коллекция с 2003 года ни разу не пополнялась: очень сложно купить и привезти в Курган тяжеловесный и очень недешевый самолет. Хотя у авиамузейщиков имеются кое-какие планы на этот счет, но пока они держатся в строгом секрете.
– У нас помимо выставки самолетов есть большой музейный фонд, – рассказывает Геннадий Игоревич. – Очень много фотографий, документов, экспонатов, достаточно большая библиотека на авиационную тематику.
В музее будут рады принять в дар от курганцев если не сами самолеты, то все, что касается темы авиации, – личные вещи пилотов, военные документы с именами зауральских летчиков, знаки отличия, награды, форму.
Дни открытых кабин в музее, на один из которых попала я, происходят в теплое время года в праздники с мая по конец сентября. Кроме обзорной, в музее проводятся тематические экскурсии, и в этом направлении сейчас идет активная работа по созданию электронного гида – когда экскурсию можно будет прослушать в наушниках на нескольких языках.
– Это большая работа – приобрести оборудование, придумать тексты и наговорить их, но обещаем, что будет очень интересно, – заверил Дмитрий Александрович Коваленко. – На втором этаже в здании аэровокзала весной следующего года мы также планируем развернуть две музейных экспозиции. Одна будет посвящена нашей знаменитой землячке – летчице Светлане Капаниной, многократной чемпионке мира и нашему большому другу. Вторую экспозицию составит коллекция моделей самолетов.

Теги: музей, музей авиации
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости