В ней представлено более 50 тематических экспонатов, показывающих, как менялась культура передачи мысли на расстоянии.
Три медведя сидят за столом, как в известной сказке. Только вместо тарелок перед косолапыми персонажами открытые книги. Самому младшему явно хочется прервать урок – манит лужайка, обнесенная грубоватым забором. Но за спиной стоит могучий медведь-учитель, положив огромные лапы ему на плечи. Это письменный прибор конца 19 века, изготовленный из чугуна, вероятно, каслинского литья. На лужайке есть углубление, чтобы удобно легло перо, а по бокам от медвежьего стола – две большие емкости для чернил.
Рядом — стариный бумагодержатель в виде украшенной перстнем женской руки. Прибор на пружине, действует как прищепка. Его использовали, когда нужно было оставить на видном месте какую-то важную записку. В каталоге он значился как «Рука дамы» — такие необычные названия должны были привлекать покупателей, которые охотно тратили деньги на оригинальные вещи. Процесс письма в XIX веке был настоящим ритуалом и большой наукой. Он обставлялся с максимальной тщательностью, и письменный стол походил на своеобразный алтарь.
Высушенные письма
Выставка письменных принадлежностей XIX и XX веков «Написано пером» работает в литературном музее имени Клюхельбекера в Кургане. В ней представлено более 50 тематических экспонатов, показывающих, как менялась культура передачи мысли на расстоянии.
Здесь есть письменные приборы, карандашницы, пеналы, оригинальные светильники и подсвечники. Пресс-папье с мраморной вставкой – такие использовали для просушки писем,так как писали их много, нередко торопились отослать адресату, а чернила сохли долго. В пресс-папье заправлялась специальная мягкая и тонкая рисовая бумага, которую требовалось постоянно менять. Стоила такая бумага очень дорого. Поэтому, как рассказала заведующая музеем Галина Буракова, нередко для просушки брали мелкий речной песок – так, например, делал поэт Александр Пушкин. Надо было засыпать письмо и подождать, пока песок впитает влагу, а потом стряхнуть его.
Рецепт чернил и перьев
Писали, как известно, пером. Самыми ходовыми в 19 веке были гусиные перья. Лучше всего годились второе, четвертое и шестое перо из левого крыла – они были крепкими и, благодаря естественному изгибу, идеально подходили для правшей.
Готовить перо к письму – целое искусство. Сначала его нужно около 15 минут держать в кипятке, чтобы удалить жир. Затем просушить, закалить в нагретом письме, срезать кончик под углом около 45 градусов и сделать небольшой надрез, чтобы лишние чернила стекали внутрь трубчатой полости пера. Писали на плотной бумаге. Она стачивала кончики перьев, и при интенсивной работе чинить их нужно было буквально через несколько дней. Некоторые, например, Александр Пушкин, частой очинкой доводили свои перья до такого состояния, что их едва можно было держать в пальцах – такие они были короткие.
Жители поместий, как правило, брали перья у гусей, которых держали в имении. У многих помещиков работали специальные люди – мастера по изготовлению письменных принадлежностей. Горожане покупали перья в специализированных магазинах связками по 25 штук. Там же можно было приобрести перо из крыла совы или вороны — более тонкое и хрупкое. Такие использовали для художественного письма.
В Кургане письменные принадлежности продавали в «универмагах», а чернила чаще всего можно было купить в аптеке. Чернила делали из воды, настоянной на ржавых гвоздях, с добавлением сажи для цвета и кленового сока или сока вишневого дерева для вязкости – чтобы не растекались.
Кроме чернил и перьев пользовались карандашами, но карандашную запись плохо видно и она недолговечна. Не зря говорили: что написано пером, не вырубишь топором.
Как курица лапой
Спустя более тысячи лет господства птичьих перьев в 1803 году в Европе была запатентована первая металлическая перьевая ручка. В 1820-е началось массовое производство стальных перьев, и к середине 19 века они заметно потеснили гусиные.
Однако в России новшество приживалось медленно – считалось, что металлическое перо рвет бумагу, а стоила она очень дорого. К тому же господствовало мнение, что такие перья портят почерк – они твердые, грубые, не позволяют контролировать степень нажима.
Как пояснила Галина Буракова, нажим при письме давал очень много и показывал личные особенности почерка. Не даром детей и подростков из знатных семей так тщательно обучали каллиграфии. Например, учащиеся Царскосельского лицея поступили туда, имея начальное образование, но еще несколько курсов им преподавали чистописание.
В музее имени Кюхельбекера сохранились прописи Мити, внука курганского купца Ивана Смолина начала 20 века. Мальчика отправили учться в коммерческую школу в Москву, и после уроков он должен был дополнительно заниматься французскими переводами. Митя записывал короткие фрагменты текста на разлинованной бумаге, чтобы улучшить почерк. Буквы у него выходили ровные, но толстые и грубые – он сильно нажимал на перо. Совсем по-другому писал его гувернер, отправлявший письма Смолиным – его почерк тонкий, легкий, витиеватый.
Ручка против пера
Металические перья все-таки распространились и в России, причем надолго. На фотографиях 1960-х годов, представленных на выставке, школьники выводят свои первые буквы в прописях именно ими. Среди экспонатов выставки – советские металлические перья разной формы и толщины, в том числе, большие плакатные, которые были нужны для изготовления стенгазет и транспарантов.
Привычные нам шариковые ручки появились сравнительно недавно. Их предшественники – резервуарные ручки. По сути это перо, которое не нужно макать в чернильницу — чернила закачивались в специальную полость и медленно просачивались к пишущему кончику. Заполненного резервуара хватало на неделю.
«Такие ручки появились в Кургане примерно в конце 60-х годов. Я писала ими в средней школе. Потом, в 70-е, стали использовать шариковые ручки. В Европе такими писали уже давно, а у нас их не продавали, считали, что у человека портится почерк, унифицируется. Но прогресс есть прогресс. А я все равно очень любила резервуарную ручку. Даже когда появились шариковые, сочинения я писала только резервуарной, ей же вела свой личный дневник. Буквы получались четче и красивее», — вспоминает заведующая музеем.
В коллекции музея имени Кюхельбекера много шариковых ручек самого необычного исполнения. Одна сделана в виде автомата, на другой напечатана таблица умножения, на третьей – символика города Кургана. Есть огромная ручка с надписью «Москва-80», посвященная олимпиаде. Есть советские ручки, выполненные в стиле известной английской фирмы Parker — такие дарили в качестве сувенира. Но как ни крути, а творческий процесс, связанный с изготовлением письменных принадлежностей, постепенно сходил на нет. Сейчас, когда текст набирается на клавиатуре, ручки нужны разве что для записок коллегам и подписей в документах. А умельцев пользоваться пером и чернильницей вообще не сыщешь.
Выставка «Написано пером» в литературном музее имени Кюхельбекера продлится до осени. Музей работает с 9 утра до 6 вечера, и прийти можно в любое время. предварительная запись требуется, только если вы собираетесь на экскурсию группой. Записаться и узнать подробности можно по телефону 64-20-90.
Теги: выставка, музей, музей декабристов
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости