О повышении стоимости проезда и других требованиях курганских перевозчиков

В пабликах кипят нешуточные страсти.

Курган взволнован. В пабликах кипят нешуточные страсти. Причина одна –распространилась информация о том, что местные первозчики, работающие на муниципальной маршрутной сети, намерены вновь повысить стоимость проезда. Называется планируемая цена билета – от 30 до 33 рублей. Сейчас она, как правило, составляет 28 рублей и, на единицах маршрутов, – 25 рублей.

Источник данной информации – фотография уведомления водителей и кондукторов о предстоящем повышении, сделанная, видимо, в служебном помещении. Отметим, что ранее сведения о заявлениях перевозчиков о повышении цены билета всегда публиковались на сайте МКУ «Транспортное управление». На момент подготовки материала эта информация там отсутствовала. В то же время, стоимость проезда должна была стать больше на маршрутах №№374, 342, 13 и 318 уже с 3 октября. С 4 октября новый ценник – 30 рублей — объявлен для автобусов №391 и №312, с 5 октября — №10 и №388.

К сожалению, фотография, с которой начался сыр-бор, оказалась не фейком и не фотошопом. А перевозчики свои намерения и не скрывают. Более того, через страницу во «ВКонтакте» Союза транспортных организаций Курганской области «пошли на ты» — объяснили свою позицию. Интересно, кстати, что организация, созданная, судя по открытым данным, ещё в 2009 году, страничку такую завела совсем недавно – первый пост был опубликован в мае текущего года. После этого паблик молчал-молчал и вдруг вновь заговорил 22 сентября, вначале опубликовав свой символ, затем 28 сентября ссылку на одно из СМИ, с которыми транспортники поделились своим видением проблемы цен на билеты и всего остального; наконец, 2 октября и вышло названное заявление о необходимости повышения стоимости билета и его причинах. Ну да, информационное обеспечение акции тоже необходимо. Грамотно. И маленькая ремарка. Обращает внимание время активизации ресурса Союза транспортников – аккурат после выборов, не раньше и не позже. «Совпадение? Не думаю!», как говорит телеведущий Дмитрий Киселёв.

Но это к слову. А перед тем как обратиться к анализу содержания текста заявления, в нескольких штрихах обрисуем ситуацию с вопросом курганского общественного транспорта. К этой теме, напомним, «КиК» обращался не раз и не два.

Первое и главное – приемлема ли такая цена билета для нас, рядовых, среднестатистических курганцев? «Номинальные денежные доходы, полученные населением Курганской области в 1 квартале 2021 года, по предварительным данным, составили 49976,7 млн рублей (20351 рубль в месяц на одного жителя) и увеличились на 1,0 процента по сравнению с соответствующим кварталом 2020 года; реальные денежные доходы (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) уменьшились на 4,9 процента», — скупо и точно говорит Свердловскстат. В наступившем четвёртом квартале последнюю цифру, скорее всего, можно смело умножать на два – все мы в магазины ходим, что там творится с ценами – прекрасно представляем. Таким образом, ещё весной человек, который катается на работу ежедневно и без пересадок, уже тратил на проезд 5% от этого крайне скромного дохода, а при 30 рэ за поездку – уже почти 7%. Для сравнения, в соседней Свердловской области средний доход – 33 665 рублей, при этом цена билета на автобус в Екатеринбурге, как и у нас – 28 рублей.

Вся беда ещё в том, что альтернативы общественному транспорту у многих нет. И речь не только о пожилых людях, пенсионерах, или, наоборот, учащейся молодёжи. Кстати, наверняка не последняя из причин, по которой многие из молодых навсегда покидают наш город – впечатление от курганских «пазиков». Плюс к тому, по личному наблюдению, с недавних пор, несмотря на коронавирус, в автобусах становится всё больше и больше молодых мужиков, которым, вроде бы, сам Бог велел владеть личным автомобилем. Ну а вы гляньте на бензин, на масло, на страховку, на запчасти… Так что вместо какого-никакого комфорта, который предоставляет пусть самая простая, старая и дешёвая, но собственная машина, приходится выбирать нынешний общественный транспорт, где, за редким исключением, душно или холодно, тесно, тряско.

Да, сейчас подвижной состав потихоньку меняется, но происходит это медленно, несмотря на последовательные усилия со стороны городской администрации, которая уже несколько лет ведёт с перевозчиками работу в этом направлении. Так что «пазы», многие из которых уже очень и очень «уставшие», увы, по-прежнему являются неприглядным лицом курганского общественного транспорта. Что говорить, если на эту проблему недавно обратила внимание сама спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко.

Ну и в третьих придётся поговорить о регулярности автобусов. То и дело в той же сети, в тех же городских пабликах слышатся жалобы – «опоздал/опоздала на работу, автобус не пришёл». Как назло, такое особенно часто случается в плохую погоду – в морозы, в ливень. Периодически происходят «гонки» «пазиков», которые так и не удалось искоренить, иные нарушения, а сейчас ещё, в связи с ковидом, добавилось и несоблюдение масочного режима. А ведь сотрудника Транспортного управления в каждый автобус не посадишь!

Теперь обратимся к тому, как видят проблему сами перевозчики.

Их союз, который был упомянут в самом начале, возглавляет известный курганский предприниматель в сфере транспорта Алексей Кирпищиков. Надо отметить, что перечисленные маршруты, где предполагается повышение цены билета, обслуживают фирмы, аффилированные с бизнесменом. Итак, знакомство с текстом приводит к выводу о том, что среди тезисов есть как необъективные заявления, трудновыполнимые идеи, так и здравые мысли.

«В ближайшее время в городе Кургане ожидается рост тарифов на общественном транспорте и этот вопрос вызывает активный резонанс. От лица Союза постараемся объяснить – почему сложилась такая ситуация и к чему она приведет, если администрация г. Кургана будет продолжать устраняться от решения проблем», — таков зачин авторов послания. То, что горадминистрация, якобы, не работает над решением этого вопроса, это, мягко говоря, неправда. Помимо многочисленных примеров обратного, разве не знают перевозчики о том, что организация транспортного обслуживания населения – прямая обязанность муниципалитетов, это прописано в нормативной базе, в руководящих документах прямого действия? Если бы администрация этого не делала, то ей бы задавали вопросы отнюдь не перевозчики, а серьёзные люди в синих мундирах. Это что касается фактов. А по поводу подхода – прямо с первых слов становится ясно, что представители транспортного бизнеса, одобрившие это заявление, настроены не на сотрудничество, а на конфронтацию с городскими властями.

Авторы настаивают на коррекции маршрутов, сетуя на низкую заполняемость автобусов и, вследствие этого, проблемы с рентабельностью. Тема не новая, при этом перевозчики ссылаются на исследование пассажиропотока, проведённое ещё в 2017 году администрацией города. Это, кстати, что, свидетельство того, что муниципальные власти самоустранились? Да, и ещё – в данном контексте я бы эту дату вспоминать не стал. Она ведь ознаменовалась не только 100-летием Октябрьской революции, но и тем, что как раз тогда Управление федеральной антимонопольной службы по Курганской области уличило 22 частных перевозчиков (из 27, работавших на тот момент в Кургане) в картельном сговоре при установке цен на проезд на городских маршрутах общественного транспорта. Напомним, что в феврале 2016 года стоимость билета на большинстве автобусов ни с того ни с сего вдруг подскочила на два рубля – с 18 до 20 рублей. Более того, зря они на это исследование вообще сослались. Дело в том, что в ходе работы над ним выяснилось, что специалисты решили проверить, какие цифры по пассажиропотоку приводят предприниматели, а какие есть фактически. Хотя официально задокументированного сравнения данных, полученных независимыми экспертами, с данными транспортных компаний не проводилось, но неофициальное их сопоставление показало, что предприниматели, возможно, занижают пассажиропоток. Иными словами, мы можем предположить, что далеко не все деньги пассажиров, попавшие в сумки кондукторов, «проводятся» официально.

Так вот, если говорить об оптимизации маршрутной сети, исключения избыточного дублирования маршрутов, то соответствующее исследование для этого нужно проводить снова – за пять лет много воды утекло, пассажиропоток постоянно трансформируется. Но для получения объективной картины — и это, по-моему, очевидно — нужно, чтобы транспортная ситуация в городе стала близкой к штатной. То есть, как минимум, чтобы открылись путепровод ЖБИ и улица Куйбышева. Опять же стоит подождать того, чем закончится, если закончится, история с ковидом.

«В большинстве городов, чтобы обеспечить транспортную доступность перевозчикам субсидируют убыточные маршруты из бюджета», — рассказывают нам авторы. Тут хотелось бы знать точный процент – в каком большинстве? Или всё же не в большинстве? Или всё же там, где это позволяют доходы муниципальной казны? А есть ли такая возможность у курганского бюджета?

Жалуются на то, что в Кургане тариф нерегулируемый: «В Кургане МКУ Транспортное управление перевело всех перевозчиков на нерегулируемые тарифы, при которых они стали обязаны уплачивать НДС в размере 20%». Причём здесь МКУ? Базовый документ, которым изначально и были предусмотрены нерегулируемые тарифы — это решение Курганской городской Думы от 22.06.2016 № 136 и называется оно «Об утверждении Положения о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения на территории города Кургана». Ну, коллеги, надо же иногда освежать в памяти нормативную базу, по которой сами же и работаете!

«Не стало больше пассажиров, не появилось новой техники, дороги не стали лучше», — переживают транспортники. Вот последнее – уж точно необъективно, автомагистрали именно что становятся лучше — благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги», на который, кстати, вы же и ссылаетесь и который тоже называете неправильно. Да что там далеко ходить – губернатор Вадим Шумков в своей недавней заметке по поводу трёх лет, которые он возглавляет регион, приводит точную и очень весомую цифру — 1156 км отремонтированных и построенных дорог за этот период.

Но что это я всё критикую и критикую? Сам же сказал, что есть рациональное зерно – и вот оно. Действительно, по БКД имеется возможность получить федеральную субсидию на обновление подвижного состава. Почему в Кургане этим инструментом до сих пор не воспользовались – поставим здесь знак вопроса.

Объективно и справедливо, тут ничего не попишешь, ставится и вопрос о росте цен на запчасти, ГСМ и саму технику. Но, с другой стороны, почему рост расходов перевозчиков должны компенсировать именно мы – или из нашего общего кармана, то есть бюджета, или из личного кошелька? Уважаемые господа, а вы не пробовали идти по пути снижения расходов, искать возможности для экономии?

Здесь, кстати, самое время привести цитату–другую из пабликов. Беру только содержательные комментарии, без нецензурщины и хамства, орфография авторская.

«Серьезно!? Я получаю 16 000 р., 2700 трачу на автобус, чтобы ребенка в сад завезти и потом на работу по будням. Это почти 20 % моего заработка, а не 7%. Крым — 17 рублей проезд любой и для всех, 23 рубля — Москва по карте, но для всех, 21 рубль — Екатеринбург по карте для всех», — рассержена Ольга Опорто.

«Автобусы в отвратительном состоянии. Обслуживание такое же. Порой можно целый час автобус ждать. Как ездят не понятно. В 21 вечера уже транспорта нет, единичные маршруты. Еле уехали вчера от энергетиков до некрасова, простояв 40 минут, в 21 ч 40 мин вечера на последнем случайно взявшемся 361 автобусе. Думала вообще не удастся уехать», — рассказывает Елена Перетятько.

И подобные комментарии можно цитировать страницами. Но у меня такое чувство, что не все дочитали опус транспортников до конца, иначе накал страстей был бы ещё круче. Ведь что они предлагают? А предлагают они не много ни мало «развинтить» устоявшуюся систему маршрутов, благодаря которой практически в любой уголок Кургана можно доехать без пересадок. И это, представьте себе, тоже проблема для перевозчиков! «Уменьшение коэффициента беспересадочности. В Кургане он на данный момент составляет 0,96. По методикам разработанными в Минтрансе РФ, он должен составлять 0,45. Что это значит: в Кургане из 100 человек 95 ездят без пересадок. В Екатеринбурге коэффициент составляет 0,6, т.е. из 100 пассажиров только 60 проедут без пересадки, 40 совершат одну пересадку. Тем самым в Екатеринбурге тариф в 2 раза выше, чем в Кургане, только за счет пересадок». Последнее предложение не совсем понятно, возможно, описка, потому что про цену билета в соседнем продвинутом мегаполисе уже говорилось. Зато понятно следующее – «Уважаемые курганцы, неплохо бы вам начинать ездить с пересадками от пункта А до пункта Б, ну и платить за то же самое расстояние в два раза больше».

Думаю, пора заканчивать. Там они ещё предлагают на 20% сократить количество автобусов, на это требование остаётся лишь пожать плечами. Проблема же не в количестве автобусов, и даже не самой, возможно, оптимальной маршрутной сети. Структура бизнеса далека от совершенства. И это не моё мнение, это мнение, которое высказывал уже несколько лет назад один их экспертов и практиков отрасли Евгений Городничев.

Одним словом, если транспортники не пойдут навстречу муниципальным властям и, главное, горожанам и продолжат повышать цены на проезд, оставляя на том же уровне качество и культуру обслуживания (речь, разумеется, далеко не о всех курганских представителях данного бизнеса, у некоторых качество и культура выше всяких похвал, причём в то же самое время и в том же самом городе), то власти, я в это верю, сделают «ход конём». Этот ход может быть самым разным. Вот уже этой весной были планы на то, чтобы «завести» в Курган крупного федерального перевозчика, который бы составил здоровую конкуренцию местным предпринимателям. Будут ли реализованы подобные планы – время покажет. Что касается перевозчиков – то да, повысить цену билета на два, а лучше на пять рублей, это самый простой путь повышения рентабельности. Простой – но не самый, на мой взгляд, хороший. И точно не самый дальновидный.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *