Иголка вместо кисти

новости курган

Любовь Абрамовская вышивает одну картину минимум полгода

«Интересно было вышивать воду, – вспоминает Любовь Абрамовская. – Женщина на выставке подошла к этой картине и сразу узнала: «Это у вас Север? Я работала на Севере».

На полотне – низкое хмурое небо, узкий пролив. Художница мастерски передала тончайшими переливами красок фактуру камня, холод воды, студёный воздух. В 1920-х годах американский живописец Рокуэлл Кент изобразил этот пейзаж кистью. Но сейчас перед нами работа нашей современницы, жительницы Кургана. Любовь Абрамовская творит при помощи иглы и шелковых нитей.

«Отец шил мне панамки и юбки»

новости курган

«Рукоделием начала заниматься еще подростком, хотя дома никто ничем таким особо не увлекался, – рассказывает Любовь Владимировна. – Только бабушка по отцу вязала крючком. Отец мог при необходимости всё на свете отремонтировать, а еще собственноручно шил мне, маленькой, панамки и юбки в складочку. Мама, видя мой интерес к рукоделию, привозила из командировок пяльцы, мулине, схемы вышивок – в Кургане в те годы трудно было всё это достать. Я шила, вязала, немного вышивала. В 1975 году отправилась в турпоездку по шевченковским местам по Украине и увидела в одном из музеев большущий портрет Тараса Шевченко, как мне сначала показалось – талантливо написанный кистью. Только подойдя практически вплотную, поняла, что это вышивка. С тех пор, наверное, и поселилась в душе мечта – создавать настоящие живописные полотна иголкой и нитками».

В 1990 году Любовь Абрамовская пришла в студию курганской мастерицы Евгении Александровны Рабиновой. Два года училась вышивать гладью. Оказалось, что швов очень много – есть белая гладь, есть русские народные. Поначалу вышивала одежду, шали – надо было руку набить. Наставница первым делом спрашивала: что вы хотите вышить? Сейчас, занимаясь уже со своими ученицами, Любовь Владимировна тоже ориентируется на их желания.

«Первый год веду курсы по вышивке в центральной городской библиотеке имени Маяковского, занимаются регулярно четыре-пять женщин, – поясняет Любовь Абрамовская. – Всегда с радостью поделюсь опытом. Люди приходят ко мне на курсы для души. Показываю, как вышивать, вместе подбираем сюжеты. Никого не ругаю, только хвалю, отмечаю любой успех. У меня поначалу тоже не всё получалось».

Зачем вышивальщице «Анатомия для художников»?

На стенах уютной квартиры Любови Владимировны – 35 вышитых картин. Много пейзажей – мастерица любит природу. В свободное время предпочитает гулять, фотографировать, по пути подбирать палки и коряжки, чтобы потом использовать для изготовления композиций и панно. На память остаются художественные снимки из путешествий – Алтай, Соловки, Ольхон.

«Сюжеты для картин нахожу на фотографиях и репродукциях, – рассказывает вышивальщица. – Сейчас искать их просто – заходишь в Интернет, задаешь тему. Беру рисунки, не адаптированные для вышивания, поэтому получается более естественно. Даю пейзажам поэтические названия – строки из стихотворений. «В час ночной и лунный» – лунная дорожка на воде. «Вдруг, ночью ясной в темноте, на небесах позеленело» – северное сияние. Беру очень тоненькую семигранную шелковую ниточку, чтобы точнее передавать оттенки».

Среди вдохновивших мастерицу работ – картины русского живописца-пейзажиста Ильи Остроухова, американцев Рокуэлла Кента и Эндрю Уайета, швейцарского художника Александра Калама, выдающегося русского художника и мыслителя Николая Рериха.

«Рериха я впервые увидела, когда еще только начинала вышивать, на большой выставке в областном художественном музее, – говорит Любовь Абрамовская. – У этого художника меня зацепил контраст света и тьмы. Потом в Москве побывала в его музее. Сидела там на стуле и несколько часов подряд смотрела, как постепенно, вместе с солнечным светом, падавшим из окон, менялись картины. В итоге вышила три работы по Рериху и успокоилась».

Среди изображений природы выделяется «Христос в пустыне» художника Ивана Крамского. «Для себя я назвала это полотно «Думы» – Христос в этот момент делает выбор, идти ли Ему на Голгофу, – говорит Любовь Владимировна. – Очень волновалась, когда вышивала руки Христа, пальцы: изучала книгу «Анатомия для художников». На одну картину у меня уходит минимум полгода, а Крамского я вышивала полтора года.

Подбил меня вышивать «Христа в пустыне» не кто иной, как Виктор Сафронов, курганский художник, ювелир, галерист. Листала при нем книгу – искала сюжет. Увидела репродукцию картины Крамского и задумалась над ней: вышить руки – непросто, горы очень сложные по сравнению с горами у Рериха. «Слабо, что ли?!» –провокационно спрашивает Виктор Иванович. «Уж очень это долго», – размышляю вслух. «А тебе куда спешить?» Пришлось отвечать на вызов.

Виктор Иванович обучал многих курганских ювелиров. Работал директором художественного салона областной организации Союза художников. К нему постоянно приходили интересные люди, общались, как в своеобразном клубе. Поговоришь, бывало, с Виктором Ивановичем хотя бы пять или десять минут – и так хорошо становилось на душе. Он умел и вдохновить, и успокоить. Мне на жизненном пути всегда попадались такие вот замечательные люди, художники-профессионалы, бескорыстно поддерживавшие советом. Если казалось, что на моей картине чего-то не хватает, – помогали найти недостающий штрих».

новости курган

Что означает яблоко?

В 2014 году в Екатеринбурге на третьем межрегиональном фестивале мастеров художественного текстиля «Текстильные ремесла» Любовь Абрамовскую представили, как «мастерицу из Кургана – вышивальной столицы Урала». Наградили с формулировкой «за лучшее ассоциативное восприятие воплощаемых образов» в номинации «Живопись иглой».

В 2019 году в Маяковке состоялась персональная выставка Любови Абрамовской. «Отвечая на вопрос журналиста о моих планах, я честно призналась, что все явления природы вышиты. На это мне заметили, что нет дождя. Вот что значит свежий взгляд, – вспоминает Любовь Владимировна. – А потом смотрю передачу по телевизору, и корреспондент говорит: «Теперь мастерица планирует вышить дождь». Пришлось искать соответствующую картину. Оказалось, художники долгое время вообще не знали, как передавать дождь, только во второй половине XIX века появляются изображения этого явления природы». Теперь в творческом багаже Абрамовской есть и гроза, и радуга, а дождь – в работе.

Несколько картин Любови Владимировны посвящены яблокам. В ее квартире тоже повсюду яблоки – каменные, фарфоровые, есть даже деревянное яблоко из Греции, вырезанное из оливы. «Периодически покупала сувениры-яблоки, спохватилась на пятом или шестом, и осознала, что я их собираю, – смеется вышивальщица. – Это же не просто вкусный красивый плод, это нечто большее. В славянской мифологии яблоня – мать, а яблоки – ее дети. Красивая многодетная мама и много-много братьев и сестер. А еще яблоко для меня – это символ любви и семьи. Ведь две половинки яблока – вместе. Как прекрасно, когда это навсегда». В разрезе яблока мастерице видится соединение женского и мужского начал: инь и ян. А при виде яблока на женской ладони она представляет молодую женщину, показывающую миру своего ребенка.

«Надо накладывать нитки в несколько слоев, чтобы передать переходы цвета, красок, освещения, чтобы всё переливалось», – объясняет Любовь Владимировна. Легко сказать, а как на практике достичь такого мастерства? Сама вышивальщица считает, что в работе ей помогает системный подход к творчеству: «Возможно, мне легко было привести в единую систему свои навыки, потому что по профессии я – технарь, инженер-электромеханик железнодорожного транспорта. В 1967 году пришла работать на железную дорогу. С 1997 года веду занятия в учебном центре при ОАО «РЖД». Нравится преподавать, это помогает держать себя в тонусе».

Деревья из тысячелистника

Любовь Абрамовская вышивает не только картины, но и уникальные шали – мне довелось увидеть две. На одной из них чайка летит над бурным морем, рваный край шали – будто волна. Другая переливается четырьмя оттенками зеленого цвета.

Еще одно увлечение мастерицы – топиарии, миниатюрные рукотворные деревья. «Дерево – это целый мир, который вобрал в себя энергию земли, солнца, воздуха, ветра, луны, – объясняет Любовь Владимировна свое пристрастие к этому образу. – И всю эту энергию деревья щедро дарят людям. В тени дерева мы укрываемся от жгучих лучей солнца, за его мощным стволом можно спрятаться от ветра, дерево отдает нам свои плоды, без дерева не построить дом, не затопить печь.

Высокое стройное дерево – символ молодости и красоты. Крепкое могучее дерево – благополучие в семье и надежность. Старое дерево с изогнутым стволом – словно человек, переживший и преодолевший многое, но продолжающий жить и творить. Каждый увидит свой образ, возникнут свои ассоциации. А сколько в дереве стойкости! Порой удивляешься, как же оно растет вопреки всему на камнях, на ветру, на скале, в пустыне…»

Топиарии Любовь Владимировна делает из природных материалов: крону – из множества цветов тысячелистника, ствол и полянку у подножия дерева – из веток и древесных корней, луба, мочала, мха, камней. Готовый топиарий покрывает двумя слоями лака. Работа над миниатюрными деревьями для мастерицы – отдых. В это время у Любови Абрамовской рождаются новые идеи для удивительных картин, создаваемых иглой, в ушко которой продета очередная семигранная шелковая ниточка.

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *