У курганцев будет повод для гордости

скульптор Ольга Красношеина Курган

Известный скульптор Ольга Красношеина рассказала о создании памятника основателю Кургана Тимофею Невежину

Сейчас Курган с нетерпением  ждёт появления памятника своему основателю — Тимофею Невежину: постамент уже установлен рядом с железнодорожным вокзалом. Для того, чтобы узнать, почему для воплощения в бронзе выбран именно этот человек,  мы встретились со скульптором Ольгой Красношеиной.

— Ольга Юрьевна, недавно в Москве был установлен памятник крестителю Руси князю Владимиру Великому, в его открытии участвовал Президент России Владимир Владимирович Путин. Автором монумента стал ваш учитель — Салават Александрович Щербаков. Расскажите, пожалуйста, о том, где вы получали образование, и как это повлияло на ваш творческий метод?

— Я училась в Москве в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, сейчас она носит имя своего основателя, народного художника Ильи Сергеевича Глазунова. Салават Александрович Щербаков пришёл к нам на кафедру, когда я была на втором курсе. Если говорить об атмосфере этого художественного вуза, то ещё за год до поступления (а профессию скульптора я выбрала сознательно) увидела передачу, посвящённую встрече Ильи Сергеевича с первокурсниками, которых он обязательно приглашает к себе домой. Его дом необыкновенный — это, фактически, художественная галерея, собрание картин, икон, старинной мебели… Я смотрела на студентов здесь, в Кургане, и думала: «какие они счастливые! Учатся в академии!». И вот через год я сама поступаю в академию, и понимаю, что мечты сбываются.

— 90-е  были у нас годами «победившего постмодернизма» и на повестке дня были такие формы искусства как различные арт-объекты, инсталляции — для того, чтобы понять, что там изображено нужно было поломать голову. Происходили различные так называемые «перформансы» и так далее. А вы были нацелены на русскую культуру, на классическое искусство. Почему так произошло?

— Вы знаете, это была какая-то моя внутренняя потребность. Дело в том, что в 90-х годах, когда рухнула вся идеология, я думала: «а на чём я буду воспитывать своих детей? На чем вырастет поколение?». Коля Мяготин был герой — стал не герой и так далее. Мы лишились морально-нравственных приоритетов, и что бы мы могли поставить в пример следующим поколениям? На мой взгляд, тогда необходимо было обратиться к собственным корням, которые не зависят ни от каких политических глобальных преобразований, но которые незыблемы. Была нужна фундаментальная основа, на которой можно построить собственный внутренний мир.

Возьмём конкретный пример: в массовом сознании наших земляков существует стереотип: «Курган — это могила, сюда только декабристов ссылали». За всю историю получалось только «светлое пятно» — это советское время, когда появились такие титанические фигуры как Т. С. Мальцев, Г. А. Илизаров, Я. Д. Витебский… Но это же не так! Кстати, и я сама осознала это лишь годы спустя, а в юности понимала, скорее интуитивно: величие истории нашего края простирается на несколько столетий в прошлое.

Тимофей Невежин — основатель города представлялся мне очень значимой фигурой, по-настоящему нашими глубинными корнями. И если бы он стоял в памятнике, он бы уже сам нес историю края. Так родилась идея памятника Т. Невежину, причём такого, который был бы равен значению этого деятеля, а для этого надо было поехать учиться в Москву. Тогда это была просто мечта.

— Почему, всё-таки, в плеяде известных зауральцев вами была выбрана именно фигура Тимофея Невежина, и что побудило вас изменить его образ, сделать его не таким, какой был у ныне утраченного памятника советского времени?

— Анатолий Иванович Козырев очень хорошо слепил тот памятник и с художественной точки зрения он не вызывает у меня никаких противоречий. Но мне не совсем нравилась несколько неуверенная поза и жест, скудная одежда, некая идеология, которую выражал предыдущий памятник. Дело в том, что в советское время о Невежине было известно и написано всего несколько строк.

Если цитировать по памяти: «пришёл тюменский крестьянин Тимофей Невежин по причине хорошей пахоты». То есть появился человек, построил избу и стал пахать, возможно, этот образ соответствовал тому времени и недостатку информации. А мой Тимофей Невежин… Возрождение истории на ранее созданном образе Невежина не имело смысла. Нужен был принципиально иной подход, смысл и образ покорителя и хозяина земель Зауралья, который бы отображал мощь и силу русского народа. Поэтому важно было раскрыть в этом образе силу русского мужика, то есть настоящего мужчины, который может защитить и город, и семью, и мастер на все руки, и грамотный, за которым ты пойдёшь, которому можешь довериться. Потом, какой же город без памятника своему основателю? Вы можете представить себе Санкт-Петербург без конного монумента Петру Великому работы Фальконе? Получается место без хозяина, без того человека, который вложил в создание города энергию, душу, жизнь…

— Вы довольны выбором места, где будет установлен Невежин — Привокзальной площади?

— Вы знаете, я проводила культурологические исследования по данному вопросу. В этой науке есть такое понятие, как «локальная память», то есть в коллективном сознании по-прежнему сохраняются воспоминания о стоявшем там некогда памятнике.

— Согласны ли вы с тем, что эпоха, когда жил Невежин, да и он сам, не смотря на все усилия неравнодушных людей, историков и краеведов, не слишком известны широкому кругу курганцев. Может ли памятник,  ёмкий художественный образ, оказать  содействие просвещению людей в этом вопросе?

—  Да, в этом и суть памятника. Дело в том, что трудами курганских историков П.А. Свищёва, Г.Г. Павлуцкого, В.В. Менщикова и краеведов, среди которых П.В. Варлаков и ваш коллега А.Д. Кузьмин мы сегодня знаем ту эпоху намного лучше, чем в советское время. Работы Анатолия Дементьевича позволили вообще по-другому взглянуть на Тимофея Невежина.

Выяснилось, что он был отдан отроком учиться за вклад в Далматовский монастырь, а надо сказать, что, во-первых, тогда такое образование значило примерно то же, что сегодня, как минимум, аспирантура. Во-вторых, его духовным наставником стал сам преподобный старец Далмат. А если мы вспомним его биографию, то обратите внимание, что до пострига Дмитрий Иванович Мокринский служил царю, был, в частности, городничим Тобольска.

Невежин появился в монастыре через пять лет после его основания, формировался там, пережил два набега кочевников — всё это происходило на его глазах. Кроме того, сам Тимофей, безусловно, обладал лидерскими качествами. И когда пришла пора продолжить освоение юга западной Сибири, организовать поход в Среднее Притоболье для основания новой слободы, выбор пал на Невежина.  И вот в 1679 году эти воины-крестьяне, вместе с жёнами, ведь надо продолжать жизнь, приходят на берега Тобола и здесь, на границе с кочевым миром создают город-форпост.

Тимофею Невежину удаётся закрепиться на этой земле, на границе Московского царства, а значит, тогда этот факт попадает в общую канву истории России. Благодаря этому событию и человеку, под руководством  которого оно состоялось, мы можем создать в прошлом нашей страны важную позитивную культурную доминанту. И курганец, узнав об этом, начинает чувствовать себя по-другому, расправляет плечи — ведь у нас была такая великая история! Вот что важно в искусстве — сделать самосознание человека лучше хотя бы чуть-чуть.  

— Скажите, при создании памятника Невежину вы использовали какие-то особые творческие приёмы, есть ли в этой скульптуре какие-то уникальные особенности?

— Коль скоро образ у меня сразу сложился монументальный, такой «человек-гора», глобальный, сильный, то мне хотелось сделать таким и памятник. Я решила использовать в качестве одежды тулуп, который даёт образу внешнюю цельность, как бы собирает фигуру в одно большое цветовое пятно, проявляет монументальность скульптуры, это классические приёмы. К тому же поход происходил ранней весной, а весны у нас холодные, да и жили они первое время пока острог да избы не построили на улице, тулуп был необходим. Кстати, я считаю, что в Кургане не так уж много классических вещей. И прежде чем говорить о каких-то перформансах, надо благоустроить город, сделать уютным, а уж потом экспериментировать. Не пришло ещё это время. Замечу, что, например, памятник Т. С. Мальцеву сделан по классическим канонам, а вот постамент памятника сделан как раз согласно современным архитектурным тенденциям, и все сочетается, но что касается монумента Невежину — здесь должна быть серьёзная классика. Пройдёт триста, пятьсот лет — она останется. Это наши цивилизационные коды, по которым формируется вкус, эстетика, гармония, красота.

— Ваш творческий метод, на мой взгляд, уникален (по крайней мере, других примеров я не знаю) вот в каком аспекте. Вы защитили магистерскую диссертацию по Тимофею Невежину, то есть добавляете к художественному творчеству серьёзную науку. Скажите, пожалуйста, почему вы решили заняться таким делом?

— Мне кажется, что мы, скульпторы, да и в целом художники, вообще не поняты и не понятны. Никто не знает, на каком языке мы говорим. Между, например, муниципальными организациями и творческими людьми существует очень большая разница. И так на всех уровнях. Я задумалась о том,  почему такое происходит. На мой взгляд, существует представление, что художники вообще не умеют разговаривать, то есть, формулировать свои мысли логически и изъясняться, замыкаются в своих пространствах.  Поэтому решила освоить научный мир и объяснить научным языком нашу деятельность в искусстве.

И вот, идя по этому пути, выяснила много интересных вещей о том, как формируется социальная память места и та же локальная идентичность. Помимо того, я научилась понимать восприятие простого человека, и рассказывать, как важны памятники с точки зрения науки.

Вновь скажу о том, почему необходима скульптура основателя города, как позитивно влияют такие памятники на коллективное бессознательное, они являются зафиксированным культурным кодом нации эпохи, а  в архитектурном пространстве — доминантой. Недавно я выиграла международный конкурс на Кипре, о чем стало известно сотрудникам Министерства культуры РФ, а при моем рассказе о проекте в городе Кургане, что вместе с памятником Т. Невежину раскрываем и проявляем новую потрясающую историю создания города, сказали «это же национальный проект!». На самом деле, и в Москве это очень чувствуется, сейчас серьёзное внимание обращается на то, чтобы укрепить идентичность, локальную, страновую, чтобы появилось чувство гордости за то, что ты россиянин, русский. 

— С наукой понятно, а если вернуться к творчеству, то скажите, вы делаете только бронзовые памятники?

— Да, я работаю только в бронзе, только в вечном.  Смотрите, благодаря тому, что находятся бронзовые артефакты III, II века до нашей эры, в том числе и произведения искусства, мы можем судить о цивилизациях, отстоящих от нас на несколько тысячелетий. Так что пусть бронзовым будет и Тимофей Невежин. Возможно, о нашей цивилизации в будущем будут тоже судить по нашим бронзовым изваяниям.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги:

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *