Хозяйка салона, или какой он – день кондуктора

Корреспондент «КиК» узнал секреты работы курганских кондукторов

«Будьте добры, остановите на следующей, пожалуйста!» — к водителю маршрутки обратился интеллигентный молодой человек в белой рубашке, костюме и тубусом в руках. А через пару минут уже раздраженно кричал, перейдя на «ты» и забыв про вежливость: «Я же тебе сказал! На следующей! Ты че?». Эта история произошла пару лет назад в городе-миллионнике. Парня я больше никогда не видела, но раздвоение его личности и истошный крик помню до сих пор.

В Кургане такое тоже случается, но «попадает» от пассажиров не только водителям, но и кондукторам. Одни раздражаются, когда с утра им не могут дать сдачу с крупной купюры, другие – когда получают сдачу мелочью, а третьи… Третьи просто так, потому что могут и потому что хотят. Несколько часов я ездила на автобусе с сотрудниками компании ООО «ТрансСервис», одним из крупнейших перевозчиков на муниципальной сети городского пассажирского транспорта Курганской области, чтобы понять, какой он – день кондуктора, и что нужно уметь делать для этой профессии?

Не только работа с терминалом

«На должность кондуктора приходят разные люди, и чаще всего – без опыта. Для компании это не проблема, у нас есть обучения и стажировки. Причем, не только по работе с терминалом… Если мы с вами захотим стать кондукторами, с первого раза ничего не получится, ведь сейчас это более квалифицированная работа, чем, скажем, 10 лет назад. Сотрудников стажируют на тему кассовой дисциплины, транспортной безопасности, по охране труда, на поведение внутри салона…», — начала рассказ Наталья Кутепова, генеральный директор ООО «ТрансСервис».

Кондуктор обязан знать, как обращаться с оставленными вещами, что делать, если на дороге произошла авария или в салон зашли хулиганы. Эта работа уже давно не заключается в простом: «Передайте за проезд». Это куда больший труд и ответственность.

Сотрудники должны уметь пользоваться валидаторами (устройствами для оплаты проезда), которые принимают всю выручку: уметь их включать и перезагружать. Кроме того, есть еще один важный момент в работе «хозяек салона» — это билетно-учетный лист, где ежедневно расписывают анализ всех производимых работ и операций с деньгами. Выручку в конце каждой смены сдают именно по нему. Если пассажир обратится с жалобой: «С моей карты сняли два раза за проезд!», это легко можно проверить.

«Когда приходит новый кондуктор, мы проводим инструктаж по работе с терминалом, по культуре общения (как правильно общаться с пассажирами), по безопасности движения (чтобы не было зажатий и падений), и инструктаж по транспортной безопасности. После этого начинается стажировка на линии – новенькие ездят с опытными сотрудниками, которые в профессии уже более 20 лет. У нас – теория, там – практика», — рассказала Лилия Серебренникова, заведующая кассой.

Культура общения – это не про должностные инструкции, а, скорее, про общечеловеческие. Кондуктор должен быть вежлив с пассажирами, обязан обращать особое внимание на детей, беременных женщин и пожилых людей: если в салоне все места заняты, он вправе попросить кого-нибудь уступить место. «Мы всегда их наставляем: «Вы – хозяйка салона, вы – глаза водителя, поэтому будьте внимательны»», — добавила Лилия Николаевна.

С утра они приходят за своими сумками – называют фамилию и порядковый номер. В сумках хранятся билеты, транспортные карты, билетно-учетный лист и два валидатора. Плоский валидатор с оранжевой шапкой, который так и называют «рыжик», принимает все карты, кроме социальных, школьных и единых транспортных карт, представленных ООО «ЭлКарт». За них и все остальные берет ответственность старенький «пузатик».

Диспетчерская

У «ТрансСервис» 13 маршрутов и 100 графиков. Когда приходит новый кондуктор, его прикрепляют к конкретному водителю. Вместе они составляют экипаж, за каждый из которых отвечают диспетчеры смены. Именно им поступают все звонки и сообщения от пассажиров, причем некоторые из них бывают откровенно странные:

«Не так одеты и не так накрашены, не так смотрят и не так говорят», — такие жалобы ежедневно разбирает диспетчерская транспортной компании. И на каждую нужно ответить. Но помимо критики поступают и добрые слова – одни хвалят водителей за соблюдение скоростного режима, другие – кондукторов за отношение к людям.

Сами хозяйки салона рассказывают: многие пассажиры не понимают, что работа на маршруте – не такая уж и простая. Ложишься спать в лучшем случае в полночь, а встаешь в 4:00, чтобы к 5:30 уже быть в автобусном парке. После смены нужно все помыть и подготовить транспорт к следующему дню. И так каждый день.

На линии

На каждом маршруте водитель и кондуктор закреплены парами. Это удобно, ведь со временем они начинают понимать друг друга с полуслова, и тогда работать становится проще. Ирине Максимовой в этом плане повезло чуть больше, чем другим, ведь водитель экипажа – ее муж. Вместе они приезжают в автобусный парк, проходят медкомиссию, готовятся к рабочему дню и выезжают на маршрут. Кондуктором она работает уже около 10 лет.

У каждого со временем появляются свои «секреты», как «ловить» безбилетников. Ирина Егоровна, например, привыкла считать пассажиров: «Каждый раз, когда на остановке в автобус заходят люди, я их пересчитываю. Должна быть очень хорошая зрительная память. И всегда кстати приходится помощь водителя – он мне подсказывает: «В заднюю дверь зашли двое». Я точно так же стараюсь ему помогать – если вижу, что к остановке бежит человек, прошу немного подождать и не закрывать двери».

Если кто-то не хочет платить за проезд, на первой же остановке его высаживают из автобуса. Но это касается только взрослых. «В школьное время часто бывает такое, что родители забывают детям дать деньги, или ребенок их прокатывает и доехать до дома уже не на что. Ситуации бывают разные. И они смотрят такими глазками… Куда их денешь? Конечно, не высадим», — говорит Ирина Максимова, а ее коллега Ольга Крылова добавляет: «Со взрослыми тоже такое бывает. Они просят: «Пожалуйста, довезите! Не хватает двух рублей! Я с вами в следующий раз рассчитаюсь!» И, да – обязательно рассчитываются».

У Ирины Егоровны в автобусе есть специальная копилка – если кому-то не хватает на проезд нескольких рублей, берет оттуда. Это похоже на «автобусный банк», но без процентов и годового обслуживания. Когда пассажиры доносят «долг», деньги снова отправляются в копилку.

Вместе с Ириной Егоровной и Ольгой Алексеевной мы выезжаем на маршрут. Многие пассажиры узнают знакомые лица и с улыбкой здороваются. За годы работы в автобусном парке у женщин появились любимые пассажиры. Часто они заранее спрашивают: «Во сколько вы поедете в обратную сторону? Я вас дождусь!», а когда выходят из отпуска, их встречают словами: «Ой, вас так давно не было!..»

Автобус полный, но стоит только зайти пожилому человеку – ему тут же уступают место. При нас маленький мальчик лет восьми, несмотря на возраст, поднялся с сиденья: «Баушка, а, баушка? Садитесь!»

«Вот видите, молодой человек сам уступил место, не пришлось никого просить. С каждым человеком можно найти лад, причем делать это нужно очень быстро – от остановки и до следующей», — говорит Ирина Егоровна.

«Ух, я тебя достану!»

Иногда по пассажиру сразу видно, что он зашел поругаться. Причины нет, но это и не особо важно, если есть желание, его уже ничто не остановит. «У меня был такой случай, что мужчина зашел в автобус со словами: «Я тебя сейчас достану!». Помню, тогда ответила: «Хорошо, но давайте сначала я обилечу людей, а потом вы меня достанете?». Но люди ведь заходят на каждой остановке… Спустя какое-то время он пообещал: «Ты меня так разозлила, а сама стоишь нормальная! Я тебя в следующий раз достану!». Когда же мы встретились в следующий раз, он уже смущенно улыбался», — вспомнила Ирина Максимова.

Кондуктора делятся, что не нужно на агрессию отвечать агрессией: «Зачем нам тратить нервы, когда предстоит еще целый день работать?».

Ольга Алексеевна уже семь лет работает на одном и том же маршруте. Если у ее коллеги график 2/2 – с утра и до самого вечера, то у нее – четыре дня с утра и до обеда, потом два дня выходных, и снова четыре рабочих дня, но уже во вторую смену. Для нее любимые часы работы – 7:00 и 17:00 вечера. Это час-пик. Народу больше и почти все – знакомые.

«Когда только устроилась сюда, кто-то сказал: «Как выходишь из дома, так все – за захлопнувшейся дверью ты должна оставить все свои проблемы и переживания». Я запомнила это правило и с тех самых пор им пользуюсь», — говорит Ольга Крылова.

Работа кондуктора уже давно перестала походить на «взял деньги – оторвал билетик». Это ежедневный тяжелый труд, большая ответственность, буквально несколько часов сна и особая внимательность к пассажирам. Это не люди с другой планеты, это такие же обычные мужчины и женщины, благодаря которым каждый из нас может добраться из пункта А в пункт B, сохранив и себе и другим хорошее настроение для плодотворного дня.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *