«Себя, как в зеркале, я вижу…»

Выставка к 50-летию курганского отделения Союза художников России.

5 автопортретов курганских живописцев

Автопортрет как жанр изобразительного искусства известен давно. Пожалуй, нет в мире с античных времен до наших дней ни одного художника, который бы на холсте или бумаге не изображал себя.

Искусствоведы делят автопортрет на два основных вида — профессиональный и личностный. Профессиональный — это когда автор изображает себя с атрибутами своей работы: мольбертом, палитрой, кистями. А личностный автопортрет говорит не только о мастерстве и технике художника, но и рассказывает нам о том, как он воспринимает себя в данный момент.

Для этой публикации выбраны 5 автопортретов курганских художников, которые позволят нашим читателям поближе познакомиться с их авторами.

Николай Годин (1930-2021). У окна

новости курган

Николай Александрович Годин был членом двух творческих союзов — Союза журналистов и Союза художников. В 1957 году он оформил самый первый номер областной комсомольской газеты «Молодой ленинец» и в течение двух десятилетий занимался газетной графикой. При дружеских встречах журналисты любили распевать шуточную песенку:

«Наш Коля Годин молодец,
он украшает «Ленинец».
Не будь там Коли молодца,
мы б не читали «Ленинца».

Но, конечно, главным для художника Година оставалась живопись. А в живописи он много времени и вдохновения отдал портретным работам. Среди самых известных можно назвать портреты Терентия Мальцева и писателя Виктора Потанина, групповую композицию «Поезда не возвращаются», портрет участника итальянского «Сопротивления» А. Д. Постовалова. В этот же круг входит и «Портрет художника», где Николай Годин изобразил себя. Картина создана в 2000 году, когда художнику было 70 лет. Умудренный жизненным и творческим опытом автор смотрит на нас с легко читаемым оптимизмом. Он сидит в кресле у окна, за которым виден зимний пейзаж. На пальцах его чуть поднятой руки уместилась птичка, видимо, случайно залетевшая в приоткрытую створку окна. Жизнь и творчество продолжались…

Работы художника находятся в областном художественном музее, в галерее «Ирвик» города Челябинска, в музеях Тюмени, Мичуринска, в Фонде Союза художников РФ в Москве, в частных коллекциях России и зарубежных стран (США, Франции, Германии, Японии, Италии).

Андрей Ваньков. Затмение

новости курган

Андрей Ваньков — священнослужитель и художник, который говорит о себе: «Я — не реалист». Искусству Ванькова всегда присущи образная зашифрованность, неожиданные аллегории и метафоры. Мы получаем удовольствие от размышлений над его работами, от сопоставления и сравнений, от угадывания культурного кода. Однако, когда в начале этого года ему предложили сделать в храме Рождества Христова в Кургане роспись в академическом стиле, после нелегких борений с самим собой он согласился. Так в храме появилась фреска с сюжетом, которому две тысячи лет, — «Тайная вечеря».

Аналогов этой росписи Андрея Ванькова нет. Это не цитата великого Леонардо да Винчи, не копия, не подражание, это свой взгляд на классический евангельский сюжет. Автор ломает некие каноны как в церковном живописании, так и особенно в светском искусстве. К примеру, на одной из своих персональных выставок в областном художественном музее Андрей Ваньков представил необычный автопортрет, где художник у мольберта обнажен, а модель его напротив одета. А ведь обычно мы видим подобные изображения совсем наоборот. Тогда же, на выставке, автор так объяснял свою ломку привычных представлений об искусстве: «Художник всегда обнажен для мира, он открыт всему миру и, следовательно, модели. Для зрителей же загадкой остается именно натурщица, пока ее лик и тело не перенесены на полотно».

Сегодня представляем совершенно необычный автопортрет Андрея Ванькова. Создан художником два года назад, когда он заболел ковидом. Было тяжело, потом, когда чуть полегчало, стал писать стихи и запоем рисовать гелиевой ручкой прямо в палате госпиталя, лежа на животе. Результатом ковидных дней стали 28 стихотворений и 90 рисунков, позже вошедших в книгу художника «Затмение» (изд-во Курганского госуниверситета, 2022 год). Серию больничных рисунков и завершает «Автопортрет». Комментируя его работы, искусствовед Светлана Кулакова пишет: «В потоке его больничных рисунков проявляется одна характерная особенность: почти все они заключены, как в рамку, в окружность, которая отделяет плотно заполненное и густо заштрихованное изображение от вакуума белого листа бумаги. Мы словно заглядываем в иллюминатор, где сменяют друг друга картины, странные сюжеты и не менее странные персонажи».

Сергей Мальцев (1952-2011). Ирония квадрата

новости курган

Только ленивый не писал об ироничности искусства самобытнейшего, ни на кого не похожего художника Сергея Мальцева. Но сам он говорил так: «Думаю, что нахождение в моих картинах большой иронии несколько завышено. Ирония нашей жизни невольно попадает в работы. Ироничность — в её парадоксальности, то, что очень красиво, внутри может оказаться безобразным, и наоборот — то, что внешне неприлично, может оказаться возвышенным».

У Мальцева, кроме известного автопортрета 1983 года (красный фон — как пожар чувств художника), есть множество изображений самого себя, облаченного в шляпы и мундиры 18-го века, в какие-то средневековые европейские наряды. При этой условности, театральности он тем не менее говорил о таких портретах: «Слишком правдиво». И добавлял: «Потом я понял, насколько это сложно увидеть то, что мне самому хотелось бы скрыть».

Большинство работ Сергея Мальцева заключены в квадрат — математически выверенное, ограниченное пространство. Квадрат — это театральная сцена. Шаг влево, шаг вправо — уже не театр. А Мальцев любил театр, много работал для него, словно чувствуя, что сцена и эпоха перемен — идеальное сочетание для художника. То и другое в начале девяностых годов дали Сергею толчок для самовыражения. Гротеск театральный наряду с гротеском неустроенности, растерянности, обострения человеческих отношений помогли ему найти свой неповторимый язык и очень оригинальную технику.

Валентин Коршунов (1935-2014). Открытая душа

новости курган

Любимый жанр Валентина Коршунова — натюрморт. Здесь художник по праву считается мэтром, а «Кактус» (работа 1970 года) — его визитной карточкой.

Особой любовью Коршунова обласканы цветы, необыкновенно лиричны его «Осенний букет», «Полевые цветы», «Маки», «Ирисы», «Багульник на окне», «Деревенские цветы». Но живописец умел поэтизировать не только цветы, но и самые обычные вещи. Пожалуй, никто из курганских художников, кроме Коршунова, не придавал столь важного значения самоценности бытовых предметов — электроприборов, чайников, неприхотливой посуды, которые «кочевали» у него из натюрморта в натюрморт. Через них автор утверждал свою философию жизни обычного человека. Искусствоведы, писавшие о творчестве Валентина Коршунова, отмечают при этом, что тщательная до нереальности прорисовка бытовых предметов почти всегда на темном, глухом фоне роднит его натюрморты с произведениями старых голландских мастеров.

Этот оттенок классического средневековья привнесен Коршуновым и в автопортрет 1977 года, где 42-летний художник всматривается в своё будущее, овеянное романтикой творческих починов и дружеских чувств. Благородное лицо, открытая душа.

Автопортрет хранится в семье художника.

Герман Травников. Облака детства

новости курган

История мировой живописи знает немало рекордсменов по числу автор­ских изображений. Известны более

20 автопортретов Ван Гога (вспомним «Автопортрет с перевязанным ухом»), а Рембрандт, кроме знаменитого «Автопортрета с Саскией на коленях», писал себя еще 90(!) раз. Правда, эксперты считают, что кисти великого живописца принадлежит не больше 70 автопортретов.

У нас, в Зауралье, «рекордсменом» автопортрета следует считать народного художника России Германа Травникова. Вероятно, при тщательной ревизии его творчества обнаружатся десятки его автопортретов.

Интересно автор изобразил себя в теперь уже знаменитом полотне 1982 года «Наши редкие встречи». Круговая композиция картины словно передает зрителю эстафету знакомства с друзьями Травникова — от одного к другому. Тесен дружеский круг (групповой портрет вмещает 13 человеческих фигур), но ни одно лицо не остается без ветерка вдохновения и раздумья, без желания сесть еще теснее, быть еще ближе друг к другу. И голубая диагональ этой атмосферы идет от художника, разместившего себя в левом нижнем углу с блокнотом и карандашом в руках.

В областном художественном музее хранится очень лиричная картина Германа Алексеевича под названием «Облака детства». В этой работе 1973 года Травников многое рассказал нам о своём детстве, показав себя мальчиком. Вместе с художником и его воспоминаниями мы словно попадаем на удивительный остров — остров детства. Мечтаем вместе с героем полотна о будущей взрослой жизни, о путешествиях и приключениях. И над нашими мечтами плывут облака, которые вызывают бесконечные и удивительные ассоциации. Так этот автопортрет превращается в обобщенный художественный образ.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм.

Теги: ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *