Ученик, ставший Учителем

30 декабря исполняется 85 лет заслуженному деятелю науки РФ, выдающемуся хирургу-ортопеду профессору Владимиру Шевцову

Много ли найдется в России профессоров, на использование имени которых приобретено право зарубежной страной? А вот японцы, купив в свое время лицензию на право производства и использования аппаратов Илизарова — мини-фиксаторов для лечения заболеваний костей кисти, также купили лицензию на право использования имени профессора В. И. Шевцова, тогда генерального директора РНЦ «ВТО» имени Г. А. Илизарова. Владимир Иванович в Японии был достаточно известной фигурой, поэтому под его именем и происходило распространение данных изделий.

А много ли найдется профессоров-наставников, которым благодарные ученики в качестве подарка к юбилею преподнесли бы… многокилометровый велопробег на их малую родину? Владимир Иванович Шевцов к 65-летию получил такой подарок от своего ученика Александра Ерохина.

«Все началось 15 июня 2003 года. В этот день, совершая стокилометровый велопробег по трассе Курган — Куртамыш, я отчетливо осознал тот факт, что мое увлечение велосипедом является предтечей какого-то события. События, которое будет наполнено незабываемым для меня содержанием, в котором сойдутся линии жизни, представлявшиеся ранее параллелями. Так и случилось. Через несколько дней это ощущение оформилось в четкую и ясную мысль: я должен проехать на велосипеде от Кургана до малой родины Владимира Ивановича Шевцова — моего наставника, Учителя. Человека, под влиянием которого я сформировался как исследователь, который выкристаллизовал во мне научный подход к анализу необъятного моря фактов. Это позволило мне выстроить мои научные изыскания в единую, стройную систему, логическим завершением которой явилась защита докторской диссертации. Кроме того, в 2003 году Владимир Иванович будет отмечать свой 65-летний юбилей, и я как его ученик хотел бы отметить эту дату каким-нибудь неординарным, запоминающимся поступком», — объяснял Александр Ерохин.

И отправился в велопробег по маршруту Курган — Юргамыш — Челябинск — Уфа — Стерлитамак — Оренбург — Черный Отрог — Саракташ — Черкассы — Юлдыбай — Кизил — Магнитогорск — Южноуральск — Челябинск — Курган. В общей сложности туда и обратно — две тысячи километров.

Пересекая границу Саракташского района, «я чувствовал, что приближаюсь к раскрытию некой тайны. Тайны моего Учителя, — признавался Александр Ерохин. — Это ощущение усиливалось под лучами щедрого солнца среди бескрайней саракташской степи; исчезало и вдруг появлялось вновь с неожиданной пульсирующей силой от случайно выхваченного взглядом из бездонной небесной синевы полета ласточки; проникало в сознание вместе с благоуханием июльского разнотравья».

Остановился Александр Ерохин в доме брата В. И. Шевцова — Михаила Ивановича, который проживает в селе Черный Отрог Саракташского района.

«Я увидел загорелого, крепкого, необычайно подвижного человека, который просто излучал жизненную энергию. Вместе с тем в его быстрых движениях не было ни капли суетливости, свойственной пожилым людям, каждый жест был размерен и исполнен чувства собственного достоинства. Поразили шевцовские интонации голоса, характерная речь — с ударением на ключевое слово фразы», — делится Александр Ерохин впечатлениями от знакомства.

Шевцовы жили в селе Черкассы Саракташского района; здесь и родился Владимир.

Глава семьи Иван Константинович был председателем колхоза имени Пугачева. В 1941 году с этого поста его призвали на фронт. Он шесть раз был ранен, дошел пехотинцем до Берлина. Награжден двумя орденами Славы, медалью «За победу над Германией». Вернулся домой инвалидом только зимой 1945-го. Работал сначала в том же колхозе, затем был избран председателем другого хозяйства — колхоза имени Чапаева.

Как и в большинстве семей военного времени, вся забота о детях легла на плечи матери Ульяны Никитичны. Когда те заболели от голода, она раздобыла где-то три лепешки спрессованного подсолнечного жмыха величиной со сковородку. Они и спасли ребятишек.

Зимой совсем еще малыши — семилетний Миша и шестилетний Володя — в любую погоду ходили в лес за дровами. Тележку-возок для дров смастерили сами. Долгими зимними вечерами неразлучные братья (они всегда все делали вместе!) вязали себе носки и варежки.

С наступлением тепла сестры Мария и Катя собирали на лугах щавель и лук; потом настоящей палочкой-выручалочкой становилась крапива…

В школу, которая располагалась в четырех километрах от дома, ходили пешком в любую погоду. Мама очень строго следила за школьными успехами своих детей. Но Шевцовых — и сестер, и братьев — заставлять учиться не приходилось, они сами тянулись к знаниям. Поэтому все получили высшее образование. Владимир Шевцов своей профессией избрал медицину.

«Что определило выбор моего Учителя? Был ли это внезапный порыв или расчетливый, заранее продуманный поступок? Я пытался найти ответ на этот вопрос в рассказах брата и сестер Владимира Ивановича, увидеть разгадку тайны становления врача, ученого в самом начале его биографии, — признавался Александр Ерохин. — Ответ подсказала старшая сестра моего наставника Мария Ивановна. «Преграды и препятствия украшают жизнь человека, — задумчиво сказала она. — Чем больше трудностей приходится преодолевать, чтобы добиться намеченной цели, тем ярче и богаче твоя жизнь. В нашей семье никто не выбирал легких путей, проторенных дорожек. Наверное, поэтому Володя — самый талантливый из нас — и выбрал медицину. Что может быть сложнее человека? И сколько нужно приложить сил, чтобы не только понять, изучить его, но и правильно лечить? Володе с его энергией и жаждой знаний сама судьба указала путь, на котором он смог полностью раскрыть свои способности».

После окончания в 1963 году Оренбургского медицинского института Владимир Шевцов был направлен на работу в Зауралье. Сначала работал хирургом Юргамышской районной больницы, через полтора года был назначен главным врачом.

«Владимира Ивановича в селе очень уважали. Хлеб в те годы — начало шестидесятых — выдавали по карточкам, да еще за ним всегда были очереди. Я пришла за хлебом — не хватило; второй раз — снова не досталось. В третий раз пришла и чуть не расплакалась: очередь огромная, а дома маленькая дочка… И вдруг продавец кричит: «Жена хирурга, подойдите!» — рассказывала мне супруга юбиляра Раиса Александровна. — В Юргамыше нас часто приглашали в гости. И если мы к кому-то приходили, это было событием. Народ друг другу передавал: «А у них Шевцовы были…»

Этот факт официально был подтвержден на презентации книги В. И. Шевцова «Хирургия моей жизни» в апреле 2015 года.

«Узнав, что я поехал сюда, юргамышане просили снова низко поклониться своему доктору, — рассказал Виктор Аникин, почетный гражданин Юргамышского района, член районной Общественной палаты. — Мои родители работали в Песчанской участковой больнице. В ней Владимир Иванович часто бывал: сначала как хирург, затем как главный врач района. Часто бывал и у нас. В моем доме хранится старый стол, за которым в свое время сидел Владимир Иванович. Когда я показываю стол гостям, никому не надо объяснять, кто такой Шевцов: его юргамышане считают земляком».

Именно тогда, в очереди за хлебом, призналась Раиса Александровна, она впервые испытала огромную гордость за мужа. И это чувство сопровождает ее всю их совместную жизнь — а их супружеству уже более шестидесяти лет.

«Если мне удавалось поехать с мужем за рубеж на какой-нибудь симпозиум, я обычно садилась на задние ряды и наблюдала, — вспоминала Раиса Александровна. — И снова не раз испытывала гордость за Владимира Ивановича. Помню, на симпозиуме в Израиле, когда Владимир Иванович появился в зале, по рядам прошел шепот: «Профессор Шевцов!..» И сотни травматологов встали, приветствуя его…»

Сам же Шевцов расценил это как уважение не только к нему лично, но и к коллегам, клинике, к нашей стране.

Читайте также
2 июня 2022
После ухода из жизни Гавриила Илизарова его дело продолжил Владимир Шевцов

Одним из главных событий своей жизни Владимир Иванович считает встречу с Гавриилом Абрамовичем Илизаровым: «Я побывал на конференции, которую проводил тогда еще простой врач Г. А. Илизаров. Он «вживую» демонстрировал нам вылеченных больных… Я всматривался в счастливые лица исцеленных людей, которые совсем недавно были инвалидами. Видел гордость и радость за результаты и самого Илизарова».

И при первой же возможности он оставил работу в районной больнице ради работы с Г. А. Илизаровым.

«Шевцов не поинтересовался ни жильем, ни зарплатой (а мы, кстати, могли ему предложить лишь оклад в три раза меньше того, что он имел в районе). Зато, едва приехав, он сразу окунулся в работу — увлекательную, сложную, — позже рассказывал Г. А. Илизаров. — Владимир Иванович за каждую научную работу берется так, словно она у него первая и ему этой работой надо доказывать право заниматься наукой. Такое отношение к делу свойственно всем истинно талантливым людям, если к тому же они трудолюбивы и наделены чувством ответственности…»

«Илизаровец первого призыва», Владимир Шевцов четверть века проработал рядом с Учителем. И именно он стал преемником Г. А. Илизарова после его неожиданной кончины.

В советские времена практически всегда на освободившуюся должность начальника назначали его заместителя. Но в 1992 году «в моду вошли» выборы на альтернативной основе. На пост директора Центра претендовали пять человек. Коллектив проголосовал за Шевцова. Потому что главной установкой его программы было продолжать научные исследования, не снижая планку достигнутого при Г. А. Илизарове.

К сожалению, нередко бывает так: заняв место учителя, ученики спешат от него откреститься, утвердить собственное Я. Но это не про Шевцова. Именно он стал инициатором создания Фонда Илизарова, журнала «Гений ортопедии», музея клиники, присвоения ей имени академика Г. А. Илизарова.

Шевцов считал, что на территории Центра обязательно должен быть памятник Г. А. Илизарову. Чтобы заплатить скульптору, Владимир Иванович поехал в США, прочитал четыре платные лекции, провел показательные операции, за что получил пять тысяч долларов. Они и стали зарплатой скульптору. Памятник открыли 24 июля 1993 года, в годовщину смерти Гавриила Абрамовича.

«Авторов творений, который перевернули мир, мы не должны забывать. А метод Илизарова стоит в ряду величайших открытий XX века», — убежден Владимир Иванович.

Мне рассказывали о таком эпизоде. Это было в один из приездов Илизарова и Шевцова в Америку. Когда Гавриил Абрамович ушел спать, Шевцова пригласили в ресторан и предложили очень престижную работу. Даже показали дом, в котором он мог бы жить; больницу, где работал бы. И это в то время, когда в нашей стране были пустые полки в магазинах… Но Шевцов ответил: «Я за спиной Илизарова подобные разговоры вести не буду. Давайте поговорим при нем». Однако, зная характер Гавриила Абрамовича, никто не решился затеять такой разговор.

И потом еще не раз во многих странах Шевцову обещали очень хорошие условия; в свое время предлагали переехать с частью РНЦ в Москву. Он отказался. Потому что он, по натуре очень верный человек, не захотел покинуть край, где началась его трудовая биография, где он состоялся как ученый с мировым именем.

Мне довелось побывать на Международной научно-практической конференции «Метод Илизарова: достижения и перспективы», проходившей в июне 1993-го — через год после смерти Гавриила Абрамовича. Больше всего тогда поразило многолюдье конференции: более 270 соратников и учеников Илизарова приехали из разных городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья, чтобы отдать дань памяти Учителя. И я видела, с каким огромным уважением они приветствовали Владимира Ивановича. Думаю, именно за эту верность — Учителю и его делу. С 1969 по 1992 год Владимир Шевцов работал младшим научным сотрудником, руководителем отдела, заместителем директора Российского научного центра «Восстановительная травматология и ортопедия». С 1992 по 2009 год — его директором. Причем профессор Шевцов руководил Центром в девяностые — самые тяжелые годы. Владимир Иванович так вспоминал то трудное время: «Сам иногда удивляюсь, как можно было тогда выжить. Вся инфраструктура разрушена. В Курган самолеты не летают, поезда не ходят. А у нас 800 коек — для небольшого города очень много, и местными пациентами их не заполнить. Ясно было: необходима переориентация учреждения. Тогда в мире много внимания стало уделяться эндопротезированию. И я на ученом совете предложил часть отделений перевести на другие «рельсы»…»

В 1997 году В. И. Шевцову была вручена персональная награда — скипетр Эртсмейкера (человека, определяющего лицо планеты Земля) «за успешное развитие РНЦ «ВТО» в условиях рыночных отношений, за мудрость и гибкость проводимой политики руководителя».

Возглавляя клинику в очень непростое время, Владимир Шевцов вместе с избравшим его на должность директора коллективом сделали все, чтобы Курган не перестал быть Меккой для ортопедов и травматологов всего мира. В 1998 году Владимиру Ивановичу заслуженно присвоено звание «Почетный гражданин города Кургана».

На презентации книги «Хирургия моей жизни» Сергей Руденко, тогда глава Кургана, отметил, что «профессор Шевцов многое сделал для нашего города. Семнадцать лет он возглавлял Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» имени академика Г. А. Илизарова — медучреждение, ставшее визитной карточкой Кургана. Сам Гавриил Абрамович Илизаров, созданная им клиника и ее история, которую продолжил Владимир Иванович Шевцов, — наше достояние, наша гордость».

«Главные черты семьи Шевцовых — трудолюбие и жизнерадостность. Эти качества они пронесли через всю нелегкую жизнь; эти свойства характера помогли им преодолеть многочисленные трудности; эта любовь к труду, жизни, людям наполняет их и сейчас. И именно эти качества делают их необычайно привлекательными и по-настоящему красивыми людьми.

В этом я убедился в задушевных беседах с Михаилом Ивановичем при посещении отчего дома семьи Шевцовых в селе Черкассы, при встрече с сестрами Марией Ивановной и Екатериной Ивановной», — писал в своих заметках о велопоездке в Оренбуржье Александр Ерохин.

Жизнь сложилась так, что сегодня братья Шевцовы далеко друг от друга: Владимир Иванович — в Кургане, Михаил Иванович — в Оренбуржье, в селе Черный Отрог.

После окончания факультета агрономии Оренбургского сельскохозяйственного института Михаил Шевцов более тридцати лет проработал в сельском хозяйстве Саракташского района. Начинал главным агрономом, потом руководил колхозом, был директором совхоза, работал в райсельхозуправлении. Труд и общественная деятельность Михаила Ивановича Шевцова достойно оценены. Он награжден орденом «Знак Почета», многими медалями, в том числе «За трудовое отличие». Михаил Иванович — почетный гражданин Черноотрожского сельского совета. В этом году супруги Михаил Иванович и Надежда Григорьевна Шевцовы, прожившие в счастливом браке более шестидесяти лет, в День любви, семьи и верности удостоены медали «За любовь и верность».

Привязанность братьев Шевцовых друг к другу по-прежнему сильна, хотя сейчас общаются в основном по телефону.

Недавно Саракташский район отмечал 90-летие. И в районной газете «Пульс дня» публиковались материалы в рубрике «Люди земли Саракташской». В ней был напечатан и мой материал о В. И. Шевцове. В день выхода газеты мне позвонил из Кургана Владимир Иванович — поблагодарить. Оказывается, Михаил Иванович сфотографировал страницу с публикацией и отправил брату.

Примите, Владимир Иванович, и сегодня поздравления с юбилеем и наилучшие пожелания от земляков!

Владимир Шевцов — настоящий профессионал: он прошел путь от простого хирурга районной больницы до руководителя всемирно известного Центра.

Имеет множество регалий. За большой вклад в развитие отечественной травматологии и ортопедии он награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «Знак Почета»; медалями «За заслуги перед отечественным здравоохранением», «За трудовую доблесть»; значком «Отличник здравоохранения»; «Звездой Вернадского» II степени. В 1994 году ему присвоено звание профессора, а в 1996-м он удостоен почетного звания «Заслуженный деятель науки РФ». Также Владимир Иванович является лауреатом Международной премии «Профессия — жизнь» за достижения в области науки и технологии в медицине; лауреатом Национальной премии общественного признания достижений граждан РФ «Россиянин года» за 2007 год в номинации «Наука и здравоохранение»; награжден высшим российским орденом общественного признания «Почетный гражданин России»; включен в список «Великие умы XXI столетия» (издание за 2007–2008 годы), в котором он соседствует с такими личностями, как Альберт Эйнштейн, Марк Твен, Мартин Лютер Кинг, Махатма Ганди, мать Тереза, Маргарет Тэтчер, Джон Кеннеди. Признан представителем выдающихся деятелей мира в области образования 2008 года по версии Международного объединенного биографического центра (МБЦ). Поздравляя В. И. Шевцова, генеральный директор МБЦ Николас Ло сказал: «Ежегодно много тысяч биографий из самых разных источников изучаются исследовательско-редакционными отделами Международного объединенного биографического центра для включения в наши справочные издания. Немногие избранные — это те личности, которые, в нашем понимании, сделали значительный вклад в своей области деятельности, оказывающий влияние на местном, национальном или международном уровне. Вы являетесь одним из таковых, показавших высокий уровень мастерства». Среди самых дорогих наград — и медаль нобелевского лауреата Роберта Коха «За достижения в науке, медицине и фтизиатрии». Ей награждаются ученые, специалисты, изобретатели, чьи исследования, технологии и разработки привели к установлению важных научных достижений, а также за их применение в практической деятельности. И это далеко не весь перечень…

Но в своей книге «Хирургия моей жизни» Владимир Иванович признается: «Я, сегодня маститый профессор с именем и регалиями, со своими открытиями и победами, все равно навсегда остаюсь его учеником. Это особое звание — ученик Илизарова».

 

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *