У курганских читателей появились электронные формуляры

bibl-unosh-1=

В Курганской областной юношеской библиотеке начала работать автоматизированная книговыдача

При входе в абонементский зал Курганской областной юношеской библиотеки стоит так называемый информационный киоск – терминал с сенсорным экраном. Этот электронный помощник появился в библиотеке давно и уже успел полюбиться читателям. База данных терминала полностью дублирует привычный карточный каталог. Благодаря современным технологиям искать книги теперь легко, удобно, и главное – быстро.

— Самое простое – это стандартный поиск, — показывает принцип работы системы «ИРБИС-64» директор Курганской областной юношеской библиотеки Любовь Пичугина. – Книгу можно искать по автору, заглавию, году издания или ключевому слову. Например, если мы введем ключевое слово «профориентация», система выдаст список всех книг на эту тему, которые можно получить в библиотеке.

Информация о книгах в электронном каталоге выглядит точно так же, как и на карточках в каталогах-ящичках. Здесь указан код издания, библиотечные шифры, название, автор. Только теперь не нужно тратить время на перелистывание карточек, от руки заполнять требование на каждую книгу. Достаточно найти нужные издания, сформировать список и, распечатав его, подойти к библиотекарю.

bibl-unosh-2=

Чтобы перенести всю информацию в электронный вид, понадобилось 2 года. Первое время электронный каталог работал по локальной сети и был доступен только в библиотеке. С апреля этого года информация о книгах появилась в Интернете. Есть ли в фонде нужная книга, можно узнать прямо из дома. Достаточно на сайте kurganlib.ru зайти в раздел «Онлайн каталог» (в правом верхнем углу) и воспользоваться поиском.

— Этот каталог обновляется в режиме реального времени, — поясняет Любовь Михайловна. — Например, расписал библиограф какую-то статью из журнала, и через минуту-две данные о ней уже появились на сайте, база данных пополнена.

Этап создания электронного каталога пройден. Дальше – больше. 1 октября Курганская областная библиотека первой среди массовых библиотек в Кургане перешла на автоматизированную книговыдачу, в основе которой лежит работа с электронными формулярами.

Прежде чем внедрить новую систему, книгам, журналам, читательским билетам присвоили уникальные штрих-коды.

Теперь процесс выдачи книг выглядит так: моментально, считав код читательского билета с помощью ручного сканера, библиотекарь находит электронный формуляр читателя. Еще один щелчок устройством, и готово — книга уже числится за определенным человеком.

— Только что записалась  женщина, я сразу же завела на нее электронный формуляр, — рассказывает Надежда Грибанова, главный библиотекарь отдела обслуживания. — Здесь указан номер читательского билета, книги, которые она взяла, срок возврата. Всю эту информацию читатель может видеть в личном кабинете на сайте kurganlib.ru.

Чтобы зайти в электронный формуляр на сайте, читателю нужно авторизоваться, введя свои данные: фамилию и пароль – персональный идентификатор, который указан на читательском билете. Здесь также можно заказать книгу через «Броне-полку».

— Для этого книгу нужно поместить в корзину. После чего информация уходит на заказ библиотекарю, — рассказывает Любовь Михайловна. — Если после того, как поступило оповещение, читатель звонит и подтверждает заказ, библиотекарь начинает готовить книги к выдаче.

В среднем электронная книговыдача ускоряет работу библиотекаря в 8 раз. Специалисты работают с системой только первые дни, потому еще не очень уверенно выполняют все операции. Но это временно, уверена директор библиотеки.

— Каждый из библиотекарей знает, как работать с системой «ИРБИС-64». Если что-то пока не получается, то это от волнения. Поэтому мы решили подстраховать себя, на время оставив и бумажные формуляры.

Однако уже со следующего года библиотека намерена отказаться от привычных читательских билетов и формуляров и перейти на электронные.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *