Курганцев отправят в «Путешествие в детство»

samoylenko

Художественный руководитель детской филармонии Наталья Самойленко отмечает двадцатилетие своего служения детям

Яркая, красивая, увлеченная, энергичная, щедрая на креативные идеи (недаром же она режиссер) Наталья Самойленко затмит своими возможностями успевать всюду и успешно справляться с десятком задач одновременно самого Юлия Цезаря.

Эта хрупкая и невысокая женщина – в одном лице руководитель детской филармонии, музыкант, режиссер, концертмейстер, педагог, рецензент, автор книги, мама троих сыновей… Для нее все перечисленное – суть одного процесса, секрет истинной гармонии, которую ей с детства дарила музыка – прекрасная, вдохновляющая, глубокая и непостижимая.

Свой творческий вечер в Курганской областной филармонии, который состоится 30 ноября и будет посвящен 20-летию руководства детской филармонией, Наталья Анатольевна назвала «Путешествие в детство».

С экскурса в детство молодой и эффектной «юбилярши» началась и наша беседа с художественным руководителем детской филармонии.

«В музыкальную школу я пошла очень рано. Родители говорили, что я сама попросилась, – вспоминает Наталья Анатольевна. – Воплотила в жизнь мечту своей бабушки по папиной линии. Она в детстве занималась в частной музыкальной школе, играла на рояле. В 20-е годы поступила в московский техникум Гнесиных, только что открывшийся. Но учиться по семейным обстоятельствам не смогла. И у бабушки осталась такая вот нереализованная мечта. Она пыталась обучать музыке папу, но он не поддавался, тогда она взялась за внучку, увидела во мне данные.

После музыкальной школы я закончила музыкальный колледж, затем Уральскую консерваторию. Вернулась в Курган, начала работать преподавателем в музыкальном училище (сейчас это колледж). Через несколько лет Сергей Сергеевич Потапов, которого как раз назначили художественным руководителем филармонии, пригласил меня возглавить детскую филармонию».

Дети как артисты и ведущие

Решение занять новый пост пришло не сразу, так как педагог понимала всю меру ответственности. Но побед без риска не бывает, и первый же концерт подтвердил правильность выбора – детская филармония переживала второе рождение.

«Помню, как открывала свой первый сезон в 90-е годы. Тогда все было непросто, весь эфир был заполонен низкопробной рекламной продукцией, отношение государства к культуре было непонятное, все в этой сфере было зыбко и сложно. И я придумала большой разноплановый концерт, на котором мы впервые вывели детей-музыкантов в качестве ведущих. Самым первым ведущим был скрипач Антон Шниткин, сегодня он – руководитель камерного оркестра и заместитель начальника Управления культуры Курганской области. Я, конечно, ужасно волновалась. Поскольку в Кургане был дефицит детских концертов, а точнее их вообще не было, то на открытие сезона собрался полный зал, и в большом зале филармонии зрители буквально «висели на люстрах». Билетики спрашивали, начиная с остановки».

У нового художественного руководителя, в отличие от ее предшественников Юрия Князькова и Виктора Гузя, не было ни духового оркестра, ни собственного хора. Приходилось искать новые варианты работы с артистами и публикой.

«В годы перестройки все рухнуло, ушли лучшие советские традиции, детского творчества почти не осталось, – переворачивает страницы своей истории Наталья Самойленко. – Передо мной встал вопрос: «А с кем работать?». Не хотелось приглашать разовые самодеятельные коллективы, я мечтала поставить процесс на серьезные рельсы, потому что филармония – это очень значимая сцена. Концерты, по моему мнению, должны были быть не только развлекательными, а нести какую-то важную идею, содержать познавательные моменты.

Решила, что моими артистами должны стать дети из музыкальных школ и школ искусств. Они, во-первых, профессионально занимаются музыкой. Во-вторых, кто-то из них сделает музыку делом своей жизни, будет продолжать музыкальное образование. А, значит, они должны уже сейчас иметь возможность выхода на хорошую сцену.

Первый год меня не понимали, а потом постепенно наладились контакты. И сегодня все музыкальные школы и школы искусств города охвачены концертами. Они сами приносят идеи, свои программы, мы их вместе дорабатываем, что-то я им предлагаю. Теперь каждый ребенок, обучаясь в музыкальной школе, может принять участие в нашем концерте, если он находится на должном уровне подготовки. Если он хочет выступить, и его педагог заинтересован, то ребенок обязательно попадает в концерт. Но при этом у нас, конечно, есть конкурс, мы отбираем лучшие номера».

Выпускники детской филармонии часто признаются, что опыт работы в ней очень помог в будущей профессии, как Антону Шниткину, Екатерине Поповой, которая сегодня работает ведущей одного из московских телеканалов, Александру Доронину, артисту театра музыкальной комедии Екатеринбурга…

Более 50 детей-ведущих уже состоялись в профессии. А число детей, участвовавших в концертах и получивших бесценный опыт, вообще стремится к бесконечности.

Гореть и никаких гвоздей!

За 20 лет деятельности во главе детской филармонии Натальей Самойленко было подготовлено более 600 программ! Включая сольные концерты талантливых учащихся, классов педагогов, концерты школ. Но самым большим успехом пользуются синтетические программы, объединенные одной темой. Большие удачи последних лет, нашумевшие постановки – «Рождественская мистерия», «Гоголь-сюита», «Война глазами детей», экологический проект «Мама, я и мир». Последний посмотрело шесть тысяч зрителей – дети на спектакль-концерт приезжали со всех районов. Со спектаклем «Гоголь-сюита» на шикарную музыку Альфреда Шнитке детскую филармонию пригласили на гастроли в Шадринский драмтеатр и стать участником «Ночи в музее» в Кургане.

Завораживающе красивую «Рождественскую мистерию» играли в течение двух лет – проект презентовали в 2012 году и повторили по просьбам зрителей в 2014 году. «Проект настолько увлек и педагогов, и детей, что они готовы были репетировать даже ночами, – вспоминает Наталья Анатольевна.

– Собирались в жуткие морозы в промерзших аудиториях, ребята приезжали с инструментами из Рябково в тридцатиградусный мороз. Такие большие проекты очень сближают, ребята на них взрослеют, чувствуют себя настоящими артистами, ощущают свою вовлеченность в общий процесс и получают большую отдачу от зала».

На репетициях проекта «Война глазами детей», посвященного юбилею Победы, дети и вовсе плакали, пропуская чужую боль через свои сердца.

– А чтобы заинтересовать детей-зрителей, внимание которых не так-то легко удержать, какие приемы вы применяете?

– Зрителей я дифференцирую. Есть программы сугубо профессиональные – для учащихся музыкальных школ, для студентов музыкального колледжа. И есть концерты на широкого зрителя. Это не значит, что они хуже, просто они другие. В них звучит разноплановая яркая музыка, мы удивляем зрителя, придумываем театрализацию, включаем синтез искусств, используем экран. В проекте «Война глазами детей» сделали визуальный ряд: когда звучит серьезная музыка Рахманинова, на экране идут картины ушедшей войны, фотографии лиц детей того времени, это создает проникновенное и трепетное настроение, теряется ощущение времени, кажется, ты очутился в 1941 или 1942 году.

«Рождественскую мистерию» мы сделали в жанре театра-вертепа. У нас эта традиция ушла, а в Европе она сохранилась. Я смотрела в интернете сюжеты, как они это устраивают на улицах. Но у нас концерт, я же не могу просто вертеп показать и этим ограничиться. И мы придумали театрализованное действие. На сцене стояли хоровые стойки, задрапированные под пещеру, в ней была Мария с младенцем. И действо чередовалось с музыкальными номерами – хоры ангелов, хореографические композиции, подобранные под сюжет…

Когда есть красивое зрелище и в то же время это не просто развлечение, а в нем присутствует глубокое содержание, и музыка задевает какие-то тонкие струны души, детям становится интересно. Классическую музыку для этого возраста надо давать очень осторожно, дозированно, включая самые важные моменты,  чтобы интерес к ней не пропал.

Музыкальные воспоминания

–  Наталья Анатольевна, какие качества требуются вам как руководителю при работе с детьми?

– Прежде всего коммуникабельность. Все музыканты, люди искусства – очень ранимы. Кого-то в концерт, не дай Бог, не возьмешь, так обидятся! Потом больше вообще играть не будут. Поэтому я стараюсь брать всех. Но если чувствую, что номер по каким-то критериям не соответствует теме, я либо предлагаю заменить его, либо как-то украсить, чтобы он стал лучше. Был случай, когда мы делали музыкальный капустник «Музыканты шутят» с веселой музыкой, смешными номерами. И вдруг один ребенок играет Моцарта, не по теме совсем. И мы придумали смешную сценку «Разговор Моцарта и Сальери» с юмористическим текстом и под это дело пустили его номер. Все очень хорошо получилось, ребенок не был обижен, его педагог тоже остался доволен.

– Расскажите поподробнее, что нас ждет на вашем творческом вечере и какие еще яркие постановки детской филармонии мы увидим?

– Свой творческий вечер я назвала «Путешествие в детство». У меня трое детей и с каждым я заново прохожу эту удивительную пору — детство. А в детской филармонии я уже 20 лет работаю с детьми.

Идея концерта – не столько рассказать о себе, как через призму собственного детства посмотреть на современных детей. Уверена: чему научишься в детстве, с тем багажом по жизни и идешь. Расскажу о людях, которые много значили в моем детстве – о преподавателях музыкальной школы, о людях телевидения, где я принимала участие в спектаклях. Это будут воспоминания — перекличка с нынешними детьми. Кстати, в концерте примут участие и мои сыновья. Еще мы непременно покажем фрагменты самых удачных наших концертов – из «Гоголь-сюиты», «Войны глазами детей» и «Рождественской мистерии». За «Мистерию» мы, кстати, в этом году получили диплом лауреата 1 степени международного фестиваля детских театральных коллективов «Magic Stage» (Москва). Нас даже пригласили в Марсель для участия в финале, но нас 200 человек, нам негде взять столько средств на поездку.

В декабре представим публике концерт «Звезда Рождества», где расскажем о Рождестве средствами искусства. Если «Рождественская мистерия» была адресована прежде всего малышам, то новый концерт будет предназначен учащимся средних и старших классов, ведь для подростков у нас почти не ставят спектаклей, а это неправильно.

Наталья Анатольевна о своей работе говорит с бесконечным восторгом, это тот случай, когда изречение «на работу как на праздник!» звучит без доли иронии. Музыкант, педагог и руководитель детской филармонии определяет свое призвание словами знаменитого коллеги Нейгауза: «Учитель музыки – это, прежде всего, толкователь музыки, тот, кто объясняет, рассказывает, толкует ее». «Я этим и занимаюсь – и на учебных занятиях, и когда сама играю на рояле, и когда режиссирую детские концерты – я всегда толкую музыку, доношу ее до сердец своих слушателей».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *