Что такое коммунальные услуги на общедомовые нужды?

И как они начисляются

Теперь организации, устанавливающие водо-, тепло-, электросчётчики и другие приборы в домах, будут нести самостоятельную ответственность за их работу: отслеживать гарантийные сроки, проверять точность показаний, устранять неполадки, производить контроль систем учёта на протяжении всего технологического и жизненного цикла. С потребителей эта обязанность снята. Соответствующее постановление подписал Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. Как сообщается на сайте Минстроя РФ, на середину 2018 года уровень оснащённости приборами учёта составляет в зависимости от вида энергоресурсов и субъектов Федерации от 20 до 80 %.

Свой взгляд на тему учета коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, высказывает руководитель проекта ЖКХ ООО «Центр дистанционного обучения «АКАТО» Дмитрий Нифонтов (Санкт-Петербург).


Существует заблуждение, что «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества» (КР СОИ), или, как их называли раньше (а при непосредственном управлении и сейчас), «коммунальные услуги на общедомовые нужды» (КУ ОДН) — это те коммунальные ресурсы, которые физически затрачиваются именно для обслуживания элементов общего имущества. То есть якобы такие ресурсы, как горячая и холодная вода, тратятся лишь непосредственно на мытье полов, стен в подъездах, полив зеленых насаждений на земельном участке под многоквартирным домом, на обслуживание (уборку, очистку и т. п.) других элементов общего имущества, а электроэнергия расходуется на работу лифтов, освещение помещений в составе общего имущества, лестничных пролетов, маршей и т. п.

Разберемся, что же такое коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества (коммунальные услуги на общедомовые нужды) на самом деле.

Суть лжетеории

Коммунальные ресурсы на общедомовые нужды ничем не отличаются от коммунальных ресурсов, потребляемых в помещениях многоквартирного дома.

Приверженцы лжетеории придают объему потребленных коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, конкретный физический смысл. Например, считают, что холодная и горячая вода на содержание общего имущества потребляется именно на мытье подъездов, а электроэнергия — на освещение тех же подъездов. Соответствующим образом производят «экспертную оценку» объемов потребления этих ресурсов и сравнивают полученные результаты с предъявленными к оплате. Следствием как раз являются возмущенные высказывания типа: «Не может быть, чтобы на мытье одного подъезда в пятиэтажке в месяц потратилось бы 5 тонн воды!», «Вода на мытье подъездов набирается в квартирах, ее объем учтен индивидуальными приборами учета, по-

этому никаких ОДН по воде быть не может вообще!», «В подъезде горит 5 светодиодных лампочек по 5 Ватт, даже если они будут гореть круглосуточно, это всего лишь 18 киловатт-часов, а нам к оплате выставляют 150 киловатт-часов на всех!».

Кроме того, лжетеоретики полагают, что отказ от установки приборов учета «ОДН» является нарушением действующих норм законодательства, якобы управ-организации / ТСЖ / ЖСК /, ресурсоснабжающие организации отказываются от установки таких приборов с целью неправомерного завышения объема предъявляемого к оплате собственникам помещений коммунальных ресурсов, потребленных при содержании общего имущества (коммунальных услуг на ОДН). В итоге предъявляются требования к установке неких приборов учета, измеряющих коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, причем название таких приборов остается неопределенным — то ли это прибор учета коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, то ли коммунальных услуг на общедомовые нужды, то ли коммунальных ресурсов, потребляемых в местах общего пользования.

Что такое коммунальные услуги на общедомовые нужды?

Вспомним, когда вообще появились термины «коммунальные услуги на общедомовые нужды» (КУ ОДН) и «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества» (КР СОИ).

Впервые эти термины применены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Пункт 40 Правил 354 в первоначальной редакции устанавливал: «Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее — коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды)».

Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ в жилищное законодательство РФ с 01.01.2017 введено понятие «коммунальные ресурсы, по-требляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме», которое специалисты жилищной сферы обозначают аббревиатурой «КР СОИ».

Согласно новым поправкам с 1 января 2017 года при управлении домом управляющей организацией, ТСЖ или ЖСК из состава коммунальных услуг исключены «коммунальные услуги на ОДН», при этом в состав содержания жилья включены «коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества».

В действующей редакции Жилищного кодекса РФ термин «коммунальные ресурсы, по-требляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме» определен пунктом 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ как «холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Подпункт «л» пункта 11 и пункт 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, устанавливают, что содержание жилья включает в себя коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества.

Отметим, что ни один нормативный правовой акт не содержит определений, каким образом эти самые коммунальные ресурсы потребляются. Законом не установлено, что, например, вода на мытье полов в подъезде или электричество на освещение этого подъезда входят именно в состав коммунальных ресурсов на содержание общего имущества.

То есть законом не установлены ни составляющие части коммунальных ресурсов на содержание общего имущества (из чего складываются эти ресурсы?), ни точки их потребления. Независимо от наличия или отсутствия точек потребления непосредственно на элементах общего имущества (например, водопроводный кран, электрическая розетка, водосток системы отведения сточных вод и т. п.), ресурсы на общедомовые нужды считаются потребляемыми, если соответствующий вид коммунального ресурса вообще поступает в данный многоквартирный дом. Приведенную позицию в том числе подтверждает Минстрой России письмом от 30.12.2016 № 45099-АЧ / 04.

Таким образом, никакого физического смысла коммунальные ресурсы на содержание общего имущества не имеют, их невозможно определить в качестве ресурса, потребляемого в четко установленных местах и /  или из строго определенных точек потребления.

По факту имеется лишь термин «КР СОИ» («КУ ОДН»), который никак не определяется и имеет весьма посредственное отношение к общему имуществу многоквартирного дома. Ситуация аналогична ситуации с названием услуги «содержание жилого помещения», которая никакого отношения непосредственно к жилому помещению не имеет.

Правилами 354 установлен порядок расчета объема и стоимости коммунальных ресурсов на содержание общего имущества для предъявления их к оплате потребителям в составе платы за содержание жилья в пользу лица, управляющего многоквартирным домом, — управляющей организации или ТСЖ. В свою очередь Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 утвержден порядок расчета объема и стоимости коммунальных ресурсов на содержание общего имущества для предъявления их к оплате управоорганизации /  ТСЖ от имени ресурсоснабжающей организации.

Отметим только одно обстоятельство — пункт 46 Правил 354 и подпункт «а» пункта 21 (1) Правил 124 предусматривают возможность получения отрицательного значения объема коммунальных ресурсов на содержание общего имущества. В этом случае объем КР СОИ к оплате не предъявляется (приравнивается к нулю).

Но сначала обратим внимание не на особенности расчета, а на установление принципиальной возможности получения в результате расчета отрицательного значения объема КР СОИ (КУ ОДН). Разве может объем быть отрицательным? Имеет ли отрицательный объем физический смысл? Разумеется, нет! И это одно из подтверждений того, что физического смысла коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, не имеется!

Немаловажно напомнить, что обязанности по влажной уборке помещений в составе общего имущества с лица, управляющего домом, никто не снимает, освещение и лифты продолжают функционировать, то есть и вода, и электричество обязательно тратятся. Так может ли быть объем таких расходов отрицательным? Разумеется, не может. А почему же допустимо возникновение отрицательного объема коммунальных ресурсов на содержание общего имущества? А допустимо оно именно потому, что коммунальные ресурсы на содержание общего имущества — это вовсе не те ресурсы, которые расходуются непосредственно при уборке помещений общего пользования и их освещении (точнее — не только те). Коммунальные ресурсы на содержание общего имущества, безусловно, связаны с коммунальными ресурсами, реально расходуемыми при обслуживании тех или иных элементов общего имущества, но связаны исключительно с тем, что эти реально расходуемые коммунальные ресурсы учитываются тем же общедомовым прибором учета, показания которого применяются при расчете объема коммунальных ресурсов на содержание общего имущества.

Как рассчитать объем?

Для понимания сути КР СОИ (КУ ОДН) необходимо рассмотреть порядок расчета объема этого ресурса. Причем важно рассмотреть, в первую очередь, порядок расчета общего объема коммунальных ресурсов на содержание общедомового имущества, который применяется в отношениях между УО /  ТСЖ и ресурсоснабжающей организацией. В отношениях между потребителями (собственниками помещений в многоквартирном доме) и УО /  ТСЖ применяется либо такой же порядок для расчета общего объема коммунальных ресурсов на содержание общего имущества, потребленного в доме, который затем распределяется среди собственников помещений дома (при оплате КР СОИ по фактическому объему потреблению), либо устанавливается фиксированный (нормативный) объем КР СОИ, приходящийся на каждого собственника.

Случай, когда дом не оборудован общедомовым прибором учета, вопросов не вызывает. В этой ситуации объем коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, определяется по нормативам потребления данных ресурсов, и расчет одинаков как между потребителями и УО /  ТСЖ, так и между УО /  ТСЖ и РСО.

Гораздо более интересен случай наличия в доме общедомового прибора учета.

Подпунктом «а» пункта 21 (1) Правил 124 утверждена формула расчета объема КР СОИ, подлежащего оплате УО /  ТСЖ в пользу ресурсоснабжающей организации:

Vд = Vодпу — Vпотр, где:

Vодпу — объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
Vпотр — объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (Правила 354).

В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.

Важно отметить, что поскольку КР СОИ не относится к коммунальным услугам, а входит в состав содержания жилья, величина Vпотр является объемом суммарного потребления коммунальных услуг во всех помещениях дома (жилых и нежилых), которые принадлежат отдельным собственникам (не входят в состав общего имущества). При этом объем потребления соответствующей коммунальной услуги в тех или иных помещениях дома может быть определен по показаниям индивидуальных приборов учета, по среднемесячному объему потребления (при выходе индивидуальных приборов учета из строя) либо по нормативу потребления — для целей настоящей статьи это не имеет значения.

Из приведенной формулы следует, что объем коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, — это разница между общим объемом коммунального ресурса, поступившего в дом (учтенного общедомовым прибором учета), и суммой тех объемов коммунального ресурса, который потреблен в отдельных помещениях такого многоквартирного дома.

Очевидно, что в рассчитанный таким способом объем войдут не только объемы, реально затраченные при содержании общего имущества, но и объемы коммунального ресурса, не учтенные вследствие:

  • утечки коммунального ресурса на внутридомовой сети, входящей в состав общего имущества (при авариях, порывах, а также при плановом сливе ресурса — например, при промывке системы отопления);
  • фальсификаций собственниками отдельных помещений показаний ИПУ (занижение показаний, вмешательство в работу индивидуального прибора учета и т. п.);
  • потребления коммунальных ресурсов незарегистрированными жильцами при отсутствии индивидуальных приборов учета (учет нормативного потребления на заниженное число потребителей относительно фактического);
  • утечек коммунального ресурса внутри помещений (квартир и нежилых помещений) при отсутствии индивидуального прибора учета (например, незначительная течь смывного бачка способна привести к расходу нескольких десятков кубометров холодной воды в месяц);
  • неисправностей общедомового прибора учета и / или отдельных индивидуальных приборов учета;
  • несогласованности момента снятия показаний индивидуальных приборов учета собственниками помещений (например, если собственники одних помещений сняли показания 20‑го числа, а других — 25‑го, то сумма этих показаний будет меньше фактически потребленного в этих помещениях коммунального ресурса по состоянию на 25‑е или 30‑е число, что неизбежно вызовет разницу между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов).

Из вышесказанного следует, что коммунальные ресурсы на содержание общедомового имущества ни в коем случае не являются именно тем ресурсом, который фактически затрачен УО / ТСЖ при обслуживании общего имущества, а включает в себя лишь расхождение между общим объемом ресурса, поступившим в дом, и объемами ресурса, учтенными в качестве потребленных в помещениях этого дома. Представляется более разумным назвать такой ресурс иным термином, например: «неучтенные коммунальные ресурсы», «коммунальные ресурсы, утраченные на внутридомовых и внутриквартирных сетях», «расхождение (небаланс) между объемом, потребленным всем домом, и объемом, потребленным в помещениях дома» и т. п. Абсолютно нецелесообразно называть рассматриваемый ресурс «коммунальным ресурсом, потребляемым при содержании общего имущества», поскольку этот коммунальный ресурс вовсе не потребляется при содержании, а утрачивается, в том числе в связи с ранее перечисленными обстоятельствами. Таким образом, мы имеем дело с очередным неправильно выбранным понятием, название которого вовсе не отражает его суть.

Заключение

В статье проанализированы термины «коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды» (КУ ОДН) и «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества» (КР СОИ). Из представленного анализа следует, что указанные понятия не имеют физического смысла, не могут быть определены в качестве ресурсов, полученных конкретным лицом из определенных точек потребления и затраченных в технически определенном порядке в конкретно установленных местах. Данные понятия имеют исключительно юридическое значение, их суть определяется утвержденными формулами расчета.

Факт отсутствия физического смысла КР СОИ (КУ ОДН) приводит к отсутствию технической возможности определения объема их потребления с помощью соответствующих приборов учета. Действующее законодательство при этом также не определяет виды приборов, которые могли бы непосредственно учитывать объемы потребления КР СОИ (КУ ОДН).

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выбор читателей: