Пять философских течений, повлиявших на современное общество

курган новости

Человек осужден быть свободным

Философия не имеет никакого отношения к реальной жизни. Это расхожее, но не совсем верное мнение. Мир, в котором мы живем, любимые книги и фильмы, наши взгляды, одежда, манера себя вести – все имеет отношение к философии. Просто это не заметно на первый взгляд. Предлагаем для примера пять современных философских течений, оказавших влияние на общество и отдельных людей.

Стол не то, чем кажется

Эдмунд Гуссерль.

Вы уверены, что видите газету, экран монитора, письменный стол. Или можете узнать их на ощупь в темноте.

На самом деле, вы ничего этого видеть и ощущать не можете. Неизвестно, как действительно выглядит стол: мы имеем дело не с ним, а только с его отражением в нашем сознании. Все, что мы воспринимаем – не настоящие предметы, а то, как они являются нам.

Замечали, что на концерте можете выделить звук отдельного инструмента и слышать его четче и громче других? Или случайно не поздороваться со знакомым на улице? Не запомнить скучную информацию?

Мы воспринимаем не все являющиеся предметы, а только те, на которые направлено наше сознание. Несмотря на то, что наш мозг ежесекундно считывает массу информации из окружающего пространства, мы осознаем только малый ее процент. Направленность («интенциональность») определяется нашим интересом, имеющимися знаниями, волевым усилием.

Философское направление, которое делает центральной проблемой восприятие человеком явлений реальности (феноменов), называется феноменология. Его основоположником считается мыслитель первой половины ХХ века Эдмунд Гуссерль.

По делам их узнаете их

курган новости

Жан Поль Сартр

Есть люди, которые говорят «любите меня таким, какой я есть». Они считают, что их характер – данность, поступки – следствие сложившихся обстоятельств.

Но так могут сказать о себе дерево или собака (если бы они умели говорить). А человек – нет. Он каждую минуту что-то переживает, осмысляет, принимает решение о своем следующем поступке или о том, чтобы назвать себя жертвой обстоятельств. Вспомните себя год назад. Вы были совсем (ну или хотя бы немного) другим! Ведь за этот год ваш личный опыт изменился.

Экзистенционалисты (сторонники «философии существования»), уверены, что человек не просто есть (данность), но существует (растянутый во времени процесс). О нем можно судить только по тому, как он существует: какие решения принимает, как говорит, реагирует на раздражители, какую социальную и политическую позицию занимает.

Один из философов-экзистенционалистов Жан Поль Сартр сказал, что человек обречен быть свободным: ему приходится все время делать выбор. Иногда очень серьезный. Но чаще – множество незаметных, из которых в итоге складывается жизнь. Многим не нравится такая ответственность, поэтому они говорят о судьбе, обстоятельствах, генах и так далее. Настоящей личностью становится только тот, кто берет контроль над процессом своего становления. Обстоятельства меняются, но как реагировать на них решаем мы. И иногда это может изменить и обстоятельства, и весь мир.

За хлеб не продаюсь

курган новости

Карл Маркс

Каждое утро вы отправляете себя на работу, потому что нужно платить за квартиру, покупать еду и одежду, «ставить на ноги» детей. Среднестатистический рабочий день отнимает треть суток (чаще всего современные люди работают намного больше). То есть, зарабатыванию на жизнь мы отдаем минимум треть жизни. А если учесть время на сон, то из оставшихся часов бодрствования на работу уходит более половины.

Отлично, если вы занимаетесь любимым делом и получаете от него удовольствие. Но если единственное, что поднимает вас каждое утро – необходимость как-то пополнить кошелек, то дела плохи.

Еще в XIX веке немецкий мыслитель Карл Маркс написал о трагедии человека – отчуждении самого себя, собственной сущности. Ведь единственное, что у нас есть – время и способность трудится. И то, и другое у нас отнимает общество (или небольшая прослойка людей-эксплуататоров), а в обмен дает право купить еду. То есть, мы продаем свою жизнь за возможность выжить.

Марксисты считают, что наиболее жестоко эксплуатация человека и отчуждение его труда и личности проявляется при капитализме. Человек не значит ничего, он просто винтик производственного процесса и экономической системы, лишенный права на творчество, мнение, свободу.

Поэтому люди должны осознать свое положение, объединиться и идти к новой стадии общественных отношений – коммунизму, где человек сам будет распоряжаться своим трудом и творчески преобразовывать реальность. От каждого – по способностям, каждому – по потребностям. Никакой самопродажи за кусок хлеба.

Доктор Хаос

Жиль Делез — философ-постмодернист

Говорят, у нынешней молодежи клиповое мышление. Книг они не читают, общаются друг с другом в соцсетях, не отрываются от экрана телефона. Виртуальный мир для них реальнее, чем живые люди. А современное искусство? Ничего похожего на действительность, издевательство над хорошим вкусом. С языком что происходит? Сплошные американизмы. Да и говорить скоро будут цитатами из интернета и смайлами. Куда катится мир, задаетесь вы вопросом.

Состояние культуры и мира в целом во второй половине XX века — начале XXI века философы называют постмодерном (после модерна). Это время господства бессознательного, иррационального над разумом, которое проявляется и в искусстве, и в философии, и в поведении молодежи. Ценности и идеалы утрачивают свое значение, превращаются в игру.

Самая точная иллюстрация нового мира — интернет с его ссылками, блогерами, копирайтом. Здесь автором может стать каждый, но авторство ничего не значит. Образ в сети, копия, не имеющая оригинала (симулякр) становится важнее человека. Человек утрачивает индивидуальность. Свободное от работы время он сам отчуждает, отдавая его видеоиграм, соцсетям, просмотру видеороликов. Получается, свободы в постмодерне нет совсем.

Но, с другой стороны, отрицая старые идеалы и абсолютную истину, постмодернизм признает, что могут сосуществовать одновременно несколько истин. У каждого своя.

Что воля, что неволя

курган новости

Робин ван ден Аккер — автор теории метамодернизма.

А дальше что? Проблема с мигрантами в Европе, афроамериканский вопрос в США. В XXI веке многими западными мыслителями постмодернизм стал восприниматься как устаревший и не оправдавший себя. Да и люди устали от хаоса и затосковали по старым ценностям.

Но в строгие рамки, привычные для наших бабушек и дедушек, возвращаться никто не хочет. Мы хотим и свободы, и почвы под ногами одновременно. Например, называем себя верующими, но не соблюдаем постов. Ругаем современность, но пользуемся гаджетами и без бытовой техники себя не представляем.

Реальность после 2010 года философы называют метамодерном (пост-посмодерном). Суть этого времени – все разрешать себе все, что хочется и никогда не ставить себя в рамки. Все в мире равноценно. Можно читать Достоевского и слушать Киркорова. Мечтать о последнем айфоне и антикварной мебели. Главное – получать удовольствие от всего и наделять это своим смыслом.

Девиз метамодернистов «Двигаться вперёд и колебаться!». Это единственное, считают они, что может человек в неустойчивом мире.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *