Вселенную музыки открыл для курганцев Алексей Архиповский

IMG_9567

Герой книги рекордов Гиннеса, балалаечник-виртуоз снова удивлял публику невероятными возможностями народного инструмента

Неслучайно, наверное, его концерт в филармонии состоялся накануне Дня космонавтики. Виртуоз и лучший в мире балалаечник Алексей Архиповский подобен исследователю космоса в музыкальном мире. Он единственный, кто вышел за рамки привычного звучания самого простого на первый взгляд инструмента – балалайки и открыл такую вселенную ее возможностей, что весь мир удивился и назвал это чудом.

Его балалайка играет джаз и рок, классику, фольклор и городские романсы, заливается звонким смехом и плачет капельками дождя, звенит рождественскими колокольчиками и бубенцами русской тройки, изображает полет шмеля и звучит как целый оркестр.

За кулисами в Кургане маэстро приоткрыл тайны необъяснимой магии своего инструмента и такого волшебного выхода в музыкальную невесомость, где, кажется, балалайка обретает собственную душу и начинает жить на сцене отдельно от музыканта: «На мой взгляд, развитие балалайки зашло в тупик, когда на ней перестали импровизировать. А народный инструмент создан для импровизации, это его культура, на нем нужно играть и играться, он должен рефлексировать на мир и развиваться, нести вовне не только традицию и музейную историю, но и реагировать на современность. Русская народная музыка – это не только то, что было в 19 веке. Она и сейчас существует, я ведь тоже русский и тоже из народа», — добавляет он, улыбаясь.

IMG_9633

Как фокусник Архиповский извлекает из своего инструмента утренние позывные советского времени и мелодии из фильмов о Шерлоке Холмсе и Штирлице, задумчивую классику, страстное фламенко и ревущий рок. Гитаристы всего мира принимают его за своего – Архиповского упорно зазывают на все гитарные фестивали, закрывая глаза на трехструнность его инструмента. На Корсику он вообще был приглашен в качестве «первого русского гитариста» — видимо, корсиканцы считают, что гитара у русских выглядит имено так. Недавний дуэт, зажигательный, вдохновенный джем балалаечника Архиповского с Томми Эммануэлем, одним из лучших в мире гитаристов, убедил публику в полном созвучии двух великих.

Архиповский никогда не произносит на концерте ни слова, справедливо считая, что музыканты созданы для другого. За него все говорит его верный друг: балалайка играет, даже когда музыкант отвлекается от процесса игры — он принимает позу мыслителя, а она в это время озорничает. Балалайка шутит и заигрывает с хозяином – то она скрипка, то ружье, то шарманка, а он шарманщик, просящий о подаянии. Оба – и музыкант, и инструмент — от души веселят публику, очаровывают смелыми трюками и фантастическими превращениями. Вот балалайка уже закинута за голову исполнителя, почти порхает над сценой, а вот он покусывает ее струны или стучит по ее деревянному корпусу как по африканскому там-таму. Балалайка даже кланяется отдельно от музыканта, у нее свой характер и свой выход.

IMG_9575

Конечно, у столь сакрального существа должно быть имя.

– У меня всего два инструмента, — рассказывает Алексей Архиповский. — Один 1928 года, я зову его Степан. А сегодня я играл на балалайке Налимова 1902 года, Налим родом из дореволюционной России. Я никак не менял свою балалайку, просто ее звуковой тракт стал более современным.

Отец Алексея играл на гармошке и аккордеоне, а сыну в 9 лет балалайка досталась как временный инструмент, так как аккордеон для ребенка оказался не по росту и не по весу. Но мальчик так сроднился с балалайкой, что не смог уже с нею расстаться.

— Я рванул в сторону нового звука, — рассказал музыкант об опытах первопроходца. — С новыми средствами озвучания можно добиваться больших эффектов, открывать неограниченные возможности, которые заложены в этом инструменте. И я оказался в стороне от академизма и этноса. По духу свободы я, наверное, ближе к гитаристам. У меня есть возможность играть то, что хочется, а не то, что положено жанром и инструментом. Я освободился от нот и стал играть то, что чувствую. Со звуком я обращаюсь как с ключиком. У меня такая же задача, как и у зрителей: через звук выйти в какой-то иной мир, за границы музыки. Музыка – это способ коснуться чего-то более тонкого, чем звуки.

И выход в иной, тонкий мир на концерте мага от музыки определенно в этот день состоялся – мы все побывали в космосе чувств и музыкальных откровений.

Фоторепортаж Александра Алпаткина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *