«Вне всякого сомнения — романтик»

kaprin

Вы скажете, что Листа и Шуберта играют все. Все да не все. И еще — смотря как играют… В чем притягательная сила романтизма для человека нашего времени?

Я уверена — в открытости и искренности чувства. Ни Шуберт, ни Шопен, ни Лист не видели нужды скрывать или маскировать свои чувства. Бетховен, завершая свою грандиозную симфонию, сказал: «Слова скованы, но звуки, к счастью, свободны!».

Свобода выражения чувства — и самого бурного, и самого хрупкого — от бушующего океана, от настоящего вулкана, потрясающего землю вокруг себя, до скромной лесной фиалки, напоминающей кому-то глаза любимой. Словно к началу девятнадцатого века в литературе, в музыке открылись какие-то шлюзы и хлынули чувства — и появились сперва безыскусно простые, полные изящества и нежности песни и вальсы Шуберта, а затем романы и философские сонаты и симфонии, куда более сложные по форме, но с теми же божественными интонациями нежности.

И если надо найти характер сильный и яркий, но открытый навстречу эмоциям и, следовательно, ранимый, то это несомненно Лист.

Вся программа прекрасного и вполне оригинального, с ярко обозначенной индивидуальностью пианиста Дмитрия Каприна была посвящена Листу. В первом отделении гость нашей филармонии исполнил одно из популярных «музыкальных путешествий» знаменитого цикла Ференца Листа «Годы странствий», второй год — «Италия».

Сдержанность и мягкость в «Обручении», глубина — в «Мыслителе». При исполнении «Канцонетты Сальватора Розы» мне вспомнилось почти забытое ныне понятие «туше». Собственно ощущение особого контакта музыканта с роялем появилось сразу, так же, как и образно-чувственное внутреннее движение, совпадение, если хотите, какой-то синхрон артиста и зала в общем эмоциональном состоянии. Это было замечательно. Кульминацией первого отделения стало, как, наверное, и можно было ожидать, исполнение сонаты-фантазии «По прочтении Данте». Лист — одна из редких личностей в истории мировой культуры, в которой стихия, то есть неукротимый в своей мощи темперамент, и сокровища мировой цивилизации, то есть аполлоническое начало в искусстве, сосуществуют неразделимо и рождают гармонический восторг.

Разные грани романтизма являют собой Шуберт и Лист. Дар восприятия и бережного пересказа иного жанра, иной индивидуальности в гениально сдержанных транскрипциях Листа был блестяще передан в начале II отделения концерта.

«Весенние упования» — в неповторимых шубертовских интонациях звучит мягкий голос мирной и ясной лирики, полной поэтического весеннего цветения. «Гретхен за прялкой» — гениально простая мелодия, и этот как бы монотонно повторяемый аккомпанемент прялки — как выразительно, просто — от начала, печального и даже безнадежного, к всплеску эмоций, к кульминации и снова затихающей мелодии песни… Поэзия Шуберта завораживающа и неотразима.

И венчает финал программы посвящение еще одному гению романтизма — Роберту Шуману. Знаменитая соната Листа си минор была исполнена с мощью и блеском, с почти вулканической энергией, вырастающей из басов мелодии на остинатном ритме. Впрочем, не будем же мы пересказывать музыку — это дело неблагодарное. Только хочу отметить — в отличие от иных виртуозов пассажи Дмитрия Каприна ни разу не были «громово-трескучими», они словно окутаны каким-то волшебным воздухом… И главное — зал дышит с ним в одном ритме. За это и спасибо пианисту…

Впервые на курганской сцене Дмитрий Каприн появился с легкой руки Элисо Вирсаладзе, обожаемой в нашем городе. А сегодня мы уже дерзаем говорить — наш друг и всегда желанный гость, прекрасный музыкант, интереснейший человек. Диапазон исполняемых им авторов — от Пуленка и Бартока до Баха, Скарлатти и Моцарта. Его концертная деятельность — это не только сольные концерты, но и выступления с филармоническими оркестрами, — как российскими, так и зарубежными, скажем, с Шотландским Королевским Национальным симфоническим оркестром или Испанским Национальным симфоническим. И, наконец, гастроли — в Японии, Австрии, Германии, Великобритании, Израиле — все страны мы перечислять не станем. Но скажем, что теперь вправе ждать в гости не только самого Дмитрия Каприна — а у него очень много разных программ, — но со временем и его учеников из Московской консерватории.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выбор читателей: