Фестиваль имени Д. Шостаковича в Кургане завершился грандиозным концертом

курган новости

Живая связь традиций с авангардом, или «Благословим любовь!»

«Благословим любовь!» — так можно было обозначить содержание первой программы государственной академической хоровой капеллы имени А.А. Юрлова, исполненной 26 сентября в рамках VII Всероссийского музыкального фестиваля имени Д.Д. Шостаковича в Кургане. Ибо именно любовь — к Отечеству, к человеку, к природе, к творчеству — была и есть главная движущая сила в жизни.

Прославленный коллектив капеллы с 2004 года возглавляет народный артист России, профессор, хоровой и симфонический дирижер Геннадий Дмитряк. Это не просто профессионал высочайшего класса, но и автор и инициатор масштабных творческих проектов, событийных для музыкальной жизни России, и не только.

Один из таких грандиозных проектов, реализованный при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, — музыкальный фестиваль «Любовь святая», посвященный памяти замечательного руководителя капеллы Александра Юрлова. За несколько лет существования этого фестиваля в нем приняли участие все выдающиеся, лучшие профессиональные, студенческие и самодеятельные хоры, представившие вокальную и вокально-симфоническую классику мировой и российской музыки. В рамках этого проекта было, например, осуществлено исполнение «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова сводным стошестидесятиголосным хором из городов России. Украшением и постоянными участниками фестиваля стали и Государственный академический Московский камерный хор под управлением Владимира Минина (хорошо знакомый курганской публике), Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова, также побывавший в Кургане, камерный хор Московской консерватории и студенческие коллективы консерваторий. Это не просто перечисление участников — их гораздо больше на самом деле, — это знак близости идее объединения творческих сил Отечества и широко развернутой программы просвещения российской публики и знакомства ее с лучшими образцами хоровой музыки — и классической, и современной.

курган новости

Государственная академическая хоровая капелла имени А.А. Юрлова.

Сегодня в составе старейшего в Москве хорового коллектива более 70 молодых высокопрофессиональных артистов, выпускников лучших музыкальных вузов России. Нам посчастливилось попасть на репетицию хора 26 сентября, в день первого концерта, — студенты и преподаватели дирижерско-хорового отделения музыкального колледжа им. Дм. Шостаковича и члены курганского хорового общества получили уникальный мастер-класс работы удивительного дирижера, музыканта высочайшей профессиональной требовательности к себе и своим коллегам, Тончайшие нюансы голосоведения и ритма, исполнительская культура в прочтении авторских текстов, проникновение в глубины замысла композитора и филигранная отделка штрихов — мы просто не заметили, как пролетели почти три часа.

Концерт начался с блестящего исполнения хорового российского канта «Радуйся, росско земле» в обработке Алексея Ларина — редакции этого автора. Высокая классика духовной русской музыки — «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова — только две части ее — была исполнена удивительно мягко, хрупко… Почти акварельной звукозаписью заворожила зал редко исполняемая хоровая миниатюра Сергея Танеева на стихи Тютчева «Восход солнца».

Но как сурово, мощно и трагически прозвучал хор из цикла Дмитрия Шостаковича «12 хоровых поэм на стихи революционных поэтов» — «Девятое января» (стихи Аркадия Коца). Завершили насыщенное эмоциональными контрастами I отделение концерта три фрагмента хорового концерта Георгия Свиридова «Пушкинский венок» — «Мороз и солнце» — радостный и светлый, удивительный по атмосфере, загадочный по «звуковому пространству» хор «Зорю бьют» и неотразимая «Стрекотунья-белочка», всколыхнувшая зал звонким «соло»…

Третий день фестиваля открывал Тюменский филармонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижер — заслуженный деятель искусств России Евгений Шестаков). Тюменские музыканты внесли в начало вечера особую атмосферу светлой и лучезарной классики — у Чайковского, быть может, нет сочинения более утешительно-гармоничного, безоблачно-ясного, чем «Серенада для струнного оркестра до мажор». Оттенок мечтательно-безмятежной лирики, грациозный вальс подхватывают более возвышенную, почти величественную музыку первой части. Элегическая мелодика третьей части полна светлой печали, финал звучит победно ярко, энергично и стремительно.

Контрастом к «Серенаде» явилась драматическая фантазия Чайковского по Данте «Франческа да Римини», рисующая оркестровыми красками картины дантова ада и трагическую историю любви Паоло и Франчески.

Симфоническая поэма Александра Глазунова «Стенька Разин» в исполнении тюменского филармонического оркестра была окрашена отчасти в романтические тона. Но исполнение вокально-симфонической поэмы Дмитрия Шостаковича на слова Евгения Евтушенко «Казнь Степана Разина» для баса, хора и оркестра (солист — Михаил Бирюков, хор — Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова) повергло зал в состояние почти экстатическое… Концерты капеллы прошли в рамках программы министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны».

курган новости

Исполнение вокально-симфонической поэмы Дмитрия Шостаковича на слова Евгения Евтушенко «Казнь Степана Разина» для баса, хора и оркестра (солист — Михаил Бирюков).

В сравнении с началом VII музыкального фестиваля им. Шостаковича завершающий вечер, который совпал с Международным днем музыки, 1 октября, казался по программе почти камерным: ни хора, ни оркестра, ни монументальных полотен. Но с каждым новым фестивалем его диапазон — творческий, жанровый, исполнительский и тематический — становится все шире, горизонты наших музыкальных открытий раздвигаются. Авторский вечер композитора Сергея Петровича Баневича познакомил нас широко и разносторонне с личностью, доселе известной большинству зрителей по замечательной творческой работе: удивительной музыкой к фильму Леонида Менакера «Никколо Паганини». Она теперь неотделима от романтического образа музыканта-скитальца, неприкаянного гения, обреченного на вечное — и одинокое! — странствие по жизни. Это тема одиночества любого художника, творца и искателя — «дорога без конца…»

курган новости

Виолончелист Сергей Словачевский и пианист Олег Вайнштейн во время выступления на фестивале имени Д. Шостаковича.

Не совсем обычная творческая группа представляла автора на этом вечере: музыковед, в совершенстве знающая творчество и личность композитора, можно сказать, доверенное лицо автора Любовь Введенская рассказала о невероятном количестве произведений в самых разных жанрах, созданных Сергеем Баневичем за годы сотрудничества с кино-, теле- и театральными режиссерами. Например, Вера Глаголева была весьма требовательным «заказчиком» — от ее первого фильма «Сломанный свет» до одного из последних, великолепно поставленной ленты «Две женщины» (по пьесе И.С. Тургенева «Месяц в деревне»). Я не стану перечислять все, о чем нам рассказала Любовь Введенская, все это можно найти в интернете, в том числе и информацию о популярности Сергея Баневича и его опер, мюзиклов и других сочинений в Европе, Америке, где их не просто знают, но и ставят в концертных залах разных городов. Музыку его играет уже много лет и замечательный виолончелист Сергей Словачевский, заслуженный артист России, которому композитор посвятил одно из удивительных сочинений — «Фантазию для виолончели» по роману Томаса Манна «Будденброки».

курган новости

Наталия Краевски.

Универсальный концертирующий пианист Олег Вайнштейн, лауреат международных конкурсов (как и Сергей Словачевский, он окончил Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова), нередко сотрудничает с различными симфоническими, камерными коллективами, с вокалистами и в ансамбле. Специально к VII фестивалю им. Шостаковича он подготовил совместно с талантливой молодой вокалисткой Наталией Краевски программу вокальных циклов Сергея Баневича: «Васильевский остров», «Стихотворения Анны Ахматовой» и совершенно необыкновенный — можно его назвать литературно-музыкальным — цикл «Арии из ненаписанных опер». Этот особенный цикл открывает нам мир литературных предпочтений композитора — от Достоевского и Фицджеральда до Петрушевской и Паустовского, Томаса Манна и Светланы Алексиевич. Необыкновенный драматизм и чувство юмора, лирическое начало и психологический надлом на уровне нервного срыва, сложнейшие оттенки чувств — всё подвластно автору музыки, и, несмотря на молодость Наталии Краевски, она, великолепно владея голосом, являет и мастерство актерское, в высшей степени впечатляющее артистизмом и эмоциональной заразительностью.

Эта программа, столь разнообразно и многогранно раскрывшая мир творчества и пристрастий композитора-современника, еще раз дала нам понять, как щедр может быть союз классики и остро-современного мышления художника. Об этом же — дивная программа капеллы имени А.А. Юрлова, об этом же — и весь VII Всероссийский фестиваль им. Шостаковича, с таким энтузиазмом подготовленный к 75-летнему юбилейному сезону Курганской областной филармонии и бурно встреченный благодарной публикой.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *