«12 стульев», или Разрыв шаблона

Самый знаменитый плутовской роман Ильфа и Петрова нашёл своё воплощение на сцене Курганского драматического театра

Пороки человеческие неизбывны. Самый знаменитый плутовской роман Ильфа и Петрова нашёл своё воплощение на сцене Курганского драматического театра (режиссёр – Павел Южаков (Новосибирск), художник — Николай Чернышев (С-Петербург).

Странное дело – необразованный, хотя и нахватавшийся чего-то по верхам жулик, хамоватый, любивший жениться, чтобы обворовывать своих жён, так любим, что по всей стране ему наставлено столько памятников, что любой писатель может только позавидовать. Остапа романтизировали, сделали из него героя-обаяшку. Ну и что, что вор, жулик. Читали и смеялись, наверное, думали, что нас чаша сия минует.

Самый знаменитый плутовской роман Ильфа и Петрова нашёл своё воплощение на сцене Курганского драматического театра

У режиссёра на этот счёт, к счастью, иное мнение. Он предлагает подумать: почему, уже почти 100 лет армия современных «Остапов» штурмует армию одиноких женщин с целью лишить их всех сбережений, а женщины всё равно верят этим жуликам? Почему нам отовсюду твердят про телефонных мошенников, а мы вновь и вновь слышим, что люди перечисляют неизвестно кому миллионы! Сегодняшние Остапы становятся изобретательнее, гибче… Вам хочется им аплодировать? Когда же думать научимся? Когда перестанем поощрять жуликов? Вероятно, алчность – неискоренима, а хамство, изобретательность и напористость в итоге дают свои результаты.

 

Режиссёр специально расставляет акценты так, чтобы зрители обратили внимание на то, как Остап жестоко избивает Кису, как цинично заявляет, что «ничего страшного не случится, если он у какой-то старушки заберёт пару ненужных ей вещей». Это что, кумир для подражания? Реалии сегодняшнего дня. Вам бы хотелось встретиться с таким «Остапом»? Поговорить с ним, впустить в свой дом, а в итоге лишиться всего.

Бриллианты в этой истории – тоже действующие лица. Обольстительные, готовые совратить, «сорвать с крючка» чьи-то «ограничители». Это они диктуют – кому и что делать в этой истории, ведь погоня идёт за ними, за их блеском. Ну, а кто на них «ведётся», мы, примерно, знаем. В итоге кто-то лишился всего, что имел (отец Фёдор), а кто-то потерял последние крохи достоинства.

Крепкий, слаженный ансамбль, интересные образы, созданные артистами. Нет смысла перечислять, потому что всё, на мой взгляд, очень достойно. Нет, всё же отмечу роль, созданную Иваном Сергеевым. Молодой артист исполняет возрастную роль (Киса Воробьянинов) и при этом ни разу не даёт повода для сомнений – так органична пластика, интонации. В какой-то момент он вызывает жалость – жизнь-то катится к финалу, а финал такой неприглядный. Остап (Иван Шалиманов), как мне кажется, нашёл верный ракурс роли, не стараясь быть блистательным и обаятельным. Жулик. Откровенный, циничный, жестокий (вспомните, как этот 28-летний парень избивает пожилого Кису, а потом раскланивается перед шумной компанией). Он идёт к своей цели, которая оправдывает средства, чаще всего неприглядные и недостойные.

В спектакле использован «голос за кадром» — Михаил Резников иронично помогает зрителю войти в курс дел великого комбинатора. Без этого голоса было бы сложнее выстроить нить повествования. Голос – тоже персонаж и участник истории.

В спектакле много массовых сцен и они, на мой взгляд, грамотно выстроены и выверены. Мир, в котором живут персонажи истории неуютный, эклектичный, его хочется подправить, украсить. Сценическое пространство вроде освоено, но всё выглядит временным, ненадёжным. Художник и режиссёр создают обстановку, где все приблизительно в равных некомфортных условиях, но на обман нацелены единицы, хотя большинство готово, если не обманывать, то обманываться. Идёт охота за бриллиантами, и в финале мы видим неказистый дворец культуры, излучающий сиянье бриллиантов – так видит Киса. Все пролетели…

Да, это комедия, над которой хорошо поработали. Глядя спектакль, зрители обязательно будут смеяться, и за это спасибо постановочной группе и артистам. Литературный материал очень сложный, но спектакль, на мой взгляд, получился… Хотя каким-то зрителям не хватит лёгкости, обаяния и блистательности Остапа. Оглянитесь вокруг, таких Остапов нам не искоренить ещё очень долго. Жанр спектакля обозначен как комедия. Здесь есть возможность посмеяться, но и подумать есть над чем. С премьерой, коллеги!

Фото Ирины Постоваловой из группы vk.com/kurgandrama

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *