В Кургане открылся III музыкальный фестиваль «Элисо Вирсаладзе представляет…»

новости курган

В программе — концерты выдающихся мастеров и талантливой молодежи

Долгожданное событие – встреча с музыкой высокого полета, III музыкальный Фестиваль «Элисо Вирсаладзе представляет…» пришел на зауральскую землю.

Курганская областная филармония при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны», правительства Курганской области и Управления культуры Курганской области в третий раз проводит замечательный музыкальный праздник, в программе которого концерты выдающихся мастеров и талантливой молодежи: живое общение курганских студентов, журналистов, музыкантов с артистами Москвы, Петербурга, с музыкальными коллективами и солистами, которых и собирает в единую уникальную команду притягательная, как магнит, личность Элисо Вирсаладзе – ее друзья, коллеги, сотоварищи-музыканты всех рангов и ученики – это целый космос музыки – не только классической, но и остро современной, но, прежде всего, высоко профессиональной и волнующе заразительно эмоциональной.

новости курган

В эти солнечные теплые дни, кажется, нас полюбили небеса и специально к началу праздника муз продлили нам короткое лето. Его оценили и первые наши дорогие гости – хозяйка фестиваля Элисо Вирсаладзе, универсальный музыкант Александр Рудин, виолончелист, дирижер, педагог, мастер камерной ансамблевой-школы, синтезирующей академический и аутентичный стиль исполнения, и обожаемый публикой скрипач Андрей Баранов, запомнившийся курганским ценителям музыки по уникальной программе прошлого, — юбилейного для филармонии – сезона, когда скрипка звучала в Большом зале соло, без аккомпанемента!.. Нам казалось тогда, что это какой-то вызов музыканта – сродни подвигу Геракла. Но в реальности это было волшебное и новое переживание некого чуда – абсолютного единения музыканта и скрипки – их было двое на сцене, и их союз был то ослепительно блестящим, виртуозным, то несравненно более глубоким, ясным до самого донышка и волнующим – когда звучала музыка Баха.

новости курган

Три великолепных исполнителя классики объединились, чтобы подарить нам удивительную программу первого дня фестиваля: фортепианное трио.

Начало концерта было целиком посвящено первому из венских классиков – Йозефу Гайдну. Со сцены прозвучали два трио Гайдна: фа мажор – прозрачное, волшебно-мелодичное, с ясным переплетением голосов, совершенное в своей чистоте, — и трио соль мажор, более знакомое, чаще исполняемое и представляющее прекрасный образец ансамбля, в котором каждый голос, каждый инструмент легко, виртуозно и гармонично согласуется с двумя другими, то поддерживая и подхватывая тему за темой, то вступая в диалог, то объединяясь в нежном, лирическом и мягком звучании рояля со скрипкой и виолончелью, а то – как в финале, — в энергичном и стремительном, даже бравурном праздничном танце, по-гайдновски жизнерадостном и ярком. «Вот что значит мастера! — восторженно аплодировал мой сосед слева — Ведь кажется, что они всю жизнь играли вместе, так слышат, так чувствуют друг друга, звучат буквально «на одной волне». С этим настроением ликования и праздника публика выходила из зала…

новости курган

Петр Ильич Чайковский, его посвящение «Памяти великого художника», замечательного музыканта, создателя Московской консерватории Николая Григорьевича Рубинштейна, настоящего друга и первого исполнителя многих произведений композитора, насыщено сложными контрастами чувств, драматизмом, лирикой, трагическим пафосом финала. Сложная по форме музыка погружает нас в мир элегически прекрасный, полный нежности и всплесков воспоминаний о яркой земной жизни великолепного человека, блестящего художника и счастливого созидателя. Монолог скрипки сменяется фразой виолончели и согласным звучанием трио… О таких людях, как Николай Рубинштейн, сказано поэтом «Не говори с тоской «Их нет», но с благодарностью «Были!». Ведь их след на земле – жизнь таких удивительных явлений, таких «чудес света» как Московская консерватория.

новости курган

Именно в этом замечательном месте и возрастают, и расцветают те юные дарования, те поразительные наследники высоких традиций, искусство которых не даст никогда угаснуть пламенеющей полной жизни музыкальной классике. Они напомнят нам, что гений времени не подвластен, что Бах и Бетховен владеют чувствами человека сегодня, как сто, как триста лет назад, и никогда не утратят этой власти. Потому что в людях меняется все, кроме чувства, переживания, все – кроме эмоций, которые так мощно, неотразимо излучает музыка. Это уже о втором дне фестиваля.

Кто-то наивно заметил накануне: «Ну, это же ученики, начинающие еще, молодые совсем. Отдохнем от накала эмоций!» Отдохнуть, я думаю, не получилось. Оба ученика Элисо Вирсаладзе – и студент Московской консерватории Филипп Лынов и выпускник ее Виталий Стариков, оба – лауреаты различных, в том числе и международных конкурсов (что означает некую стрессоустойчивость, даже привычку к публике, то есть к концертной деятельности) основательно встряхнули зрительный зал именно накалом эмоций. Где это вы видели молодых людей, лишенных чувства и страстей? Только не в консерватории, только не в классе Элисо Вирсаладзе! Сначала Филипп Лынов очаровал зал неизвестной для многих полифонией Сергея Танеева, поэтикой рубежа веков, всплесками эмоций, характерных скорее для романтических баллад, нежели для фуги. Классическая ясность сонаты Бетховена, волшебная звукопись в трансцендентном этюде Листа и невероятный Прокофьев – 4 этюда, один другого ярче, повергли зал в состояние энергетического шока. Браво, юноша!

новости курган

Программа Виталия Старикова начиналась с Органной прелюдии и фуги Баха ре мажор. Это сложно, ведь рояль органу не соперник, не постепенно, медленно и глубоко сама музыка Баха завладела пространством зала… Соната Appassionata Бетховена, казалось бы так популярна, так широко известна, чуть ли не наизусть – интонации, фразы, нюансы. Но поразительный дар молодого музыканта состоит в умении превращать всех слушателей в соучастников творящегося чуда, рождения музыки. Надо было слышать этот замерший зал, который весь был в руках пианиста, весь в музыке великого гения-неукротимого, никогда не уступавшего судьбе в поединке с нею! Затем был фантастический Лист, пересказывающий оперу Моцарта, да еще в редакции Бузони. И тема рока, и инфернальные образы, проклятие и обольщение, образ самого Дон Жуана и наивной Церлины, Лепорелло и Командора — «все смешалось в диком танце», в вихре безумном и увлекающем, всех! Долго-долго публика не отпускала артиста… Сердце успокоилось только «Колыбельной» Чайковского в волшебной редакции Сергея Рахманинова.

новости курган

Спасибо Вам, Элисо Константиновна, за такие поистине бесценные дары, как эти уже умеющие не только понимать и чувствовать музыку, но еще и работать, творить и жить этим творчеством, и отдавать, посвящать его публике – настоящие восходящие звезды нашего времени.

Всегда верила, что в стенах Московской консерватории подрастает надежда и цвет российской и мировой музыкальной элиты.

Фестиваль набирает обороты: прошло лишь два дня — и столько уже событий и откровений! И сколько их впереди.

Отметим, концерты фестиваля проходят в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выбор читателей: