Что зауральцы знают о кредитовании?

potreb=

В Управлении Роспотребнадзора по Курганской области состоялась пресс-конференция на тему защиты потребителей финансовых услуг

1 июля 2014 года вступил в силу Закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». По мнению специалистов, он существенно улучшил положение заемщика в отношениях с банком.

Этой теме был посвящена пресс-конференции на тему «Потребительский кредит – год по новым правилам» и другие актуальные вопросы защиты потребителей финансовых услуг Зауралья», состоявшаяся в Управлении Роспотребнадзора по Курганской области.

Как осуществляется защита интересов граждан, получивших у кредитной организации денежные средства на приобретение товаров или услуг в нашем регионе, рассказали эксперты: Данил Вильдяев, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Курганской области; Татьяна Глущенко, начальник отдела сводно-экономического отдела отделения Курган Уральского Главного управления Банка РФ; Александр Князев, начальник юридического отдела отделения Курган Уральского Главного управления Банка РФ.

На стороне заемщика

— Закон конкретизировал порядок получения, пользования и возврата потребительских кредитов, — отмечал Данил Вильдяев.

Данил Юрьевич напомнил об основных моментах, связанных с изменениями:

— закон установил перечень всей необходимой информации, которая доводится до заемщиков (потребителей) в точке предоставления услуги непосредственно перед заключением договора, а также информации, которая доводится после заключения кредитного договора;

— определены требования к самим договорам. В частности, они не должны содержать обязанности заемщиков заключать какие-либо дополнительные договоры либо заключать дополнительно какие-либо платные услуги. В индивидуальном порядке — пожалуйста! Но только по согласию сторон и исключительно в письменном виде.

Появилось и такое требование к договорам: полная стоимость кредита должна быть указана на первом листе в рамке, которая должна занимать не менее 5% общей площади листа, а также быть выполнена крупным, хорошо читаемым шрифтом.

Упорядочен такой, часто возникавший вопрос, как досрочное погашение кредита.

В законе прописано, что в течение 14 дней заемщик может досрочно погасить кредит, без предварительного уведомления кредитора. Если этот срок истек, потребитель возвращает кредит полностью или частично с уведомлением кредитора за 30 календарных дней.

Установлен порядок погашения кредита, в случае, если сумма платежа не достаточна для исполнения обязательств по договору. В первую очередь погашается задолженность по процентам, во вторую — задолженность по основному долгу. Далее — неустойка, пени и др.

Изменилась ли ситуация в связи с действием данного закона?

И коллекторам закон писан

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года снижение общего числа жалоб на нарушение прав потребителей в сфере оказания финансовых услуг незначительное, сообщил Данил Вильдяев.

За 6 месяцев 2015 года в Управление Роспотребнадзора поступило 212 обращений на данную тему — в основном, по вопросам навязывания услуг личного страхования при заключении кредитных договоров; включения в кредитные договоры условий, ущемляющих права потребителей; непредставления необходимой информации об оказываемой финансовой услуге юридическими лицами, а также в связи с неправомерными действиями сотрудников кредитных организаций и коллекторских агентств.

— По жалобам проведено 15 контрольно-надзорных мероприятий, из них одно — в плановом порядке, — информировал Данил Вильдяев. — По фактам, указанным в жалобах потребителей, вынесено 3 определения о возбуждении дел об административных правонарушениях. За допущенные нарушения в сфере потребительского кредитования составлено 13 протокола об административных правонарушениях.

Управлением активно проводится работа по судебной защите прав потребителей финансовых услуг, которая осуществляется следующими способами: подача исковых заявлений в защиту конкретных потребителей; подача исков в защиту неопределенного круга потребителей; дача заключений в целях защиты прав потребителей.

За 6 месяцев текущего года Управлением подано 6 исковых заявлений мировым судьям и в суды общей юрисдикции, дано 14 заключений по делам в целях защиты прав потребителей.

По вынесенным в 2015 году судебным решениям (в том числе искам, поданным в 2014 году) в пользу потребителей присуждено более 360 000 рублей.

За первое полугодие 2015 года Управление Роспотребнадзора получило более 30 письменных обращений, содержащих жалобы на хамство, грубость и иные неправомерные действия коллекторов.

Кредиторы, пояснил Данил Вильдяев, вправе передавать коллекторским агентствам полномочия на требование задолженности по кредитным договорам, но те должны соблюдать порядок действий, который также прописан в федеральном законе.

Этот порядок предусматривает как личные встречи, телефонные разговоры – это определено как «непосредственное взаимодействие», а также почтовые телеграфные и иные отправления.

И в законе записано, что «непосредственное взаимодействие» коллекторы вправе осуществлять: в рабочие дни — с 8 до 22 часов; в выходные — с 9 до 20 часов.

Действия не должны причинять какого-либо вреда заемщикам.

— Если в жалобах потребителей речь идет о грубости, запугивании, оскорблениях со коллекторов, мы направляем их в правоохранительных органов, к компетенции которых относятся подобные вопросы, — сообщил Данил Вильдяев. — Если есть факты разглашения персональных данных, мы направляем такие обращения в Управление Роскомнадзора по Курганской области.

В повестку дня пресс-конференции, напомним, были включены вопросы не только о потребительском кредитовании, но и вообще о финансовых услугах. А к ним относится и страховая деятельность.

Жалобы граждан на действия страховых организаций также поступают в адрес Управления Роспотребнадзора: за полгода получено более 50 обращений в связи с отказом в заключении договоров ОСАГО; применением понижающих коэффициентов.

Вместе с тем, отметил Данил Юрьевич, следует напомнить, что в 2014 году в КоАП РФ введена в действие статья 15.34.1. «Необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования», рассмотрение дел по которой осуществляется уполномоченным органом Банка России – Управлением Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.

В связи с этим, в части несоблюдения требований страхового законодательства обращения граждан по компетенции направлялись в Управление Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в УрФО.

При этом, всем потребителям даны разъяснения действующего законодательства, механизм самозащиты прав гражданско-правовым путем в судебном порядке.

Ответственность и грамотность

Те же болевые точки, который назвал Д.Ю. Вильяев, отметила и начальник сводно-экономического отдела отделения Курган Уральского Главного управления Банка России Татьяна Глущенко.

Если за весь 2014 год в Отделение Курган поступило 157 обращений граждан, то за 6 месяцев текущего их уже 130; 25 % от этого числа – по вопросам кредитования; по 20% — о коллекторах и о страховых организациях.

К негативным моментам развития потребительского кредитования Татьяна Степановна относит не только недостатки в работе кредитных организаций, но и низкую финансовую грамотность населения.

— Невнимательное отношение заемщиков к заключению договора или неадекватная оценка своих возможностей по погашению кредита могут привести к проблемам с его возвратом. Решение о получении потребительского кредита – ответственное решение, поэтому прежде, чем взять кредит необходимо изучить всю информацию о нем и условиях его обслуживания, — подчеркнула Татьяна Степановна.

Она также обратила внимание на то, что «если вдруг возникла ситуация, когда заемщик не может вовремя совершать платежи, следует обратиться в кредитную организацию для решения вопроса по реструктуризации долга, пересмотру графика платежей, не дожидаясь пеней, штрафов, судебных разбирательств с банком».

Татьяна Глущенко напомнила, что с 1 марта кредитная история заводится не только на заемщика, но и на поручителя.

Организаторы пресс-конференции отметили, что состав ее участников не случаен. Управление Роспотребнадзора по Курганской области и Курганское Отделение Банка РФ, связывают давние отношения. Между ведомствами подписано и соглашение о сотрудничестве, которое предполагает оперативное информирование друг друга и взаимодействие в общих вопросах.

На сайте Управления создан специальный раздел «Финансовая грамотность», наполнением которого занимаются именно специалисты Курганского Отделения Банка РФ. В разделе можно узнать о том, какие бывают виды банковских вкладов, как правильно выбрать банк, как проверить подлинность банкноты. Словом, получить много полезной информации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *