В Кургане выступила звезда московской «Геликон-оперы»

Гицба

Атмосфера возвышенности и счастья царила на концерте певицы Алисы Гицба и пианиста Михаила Мордвинова

Ах, как мне было жаль всех, кто этим зимним вечером не оказался в Большом зале филармонии, на концерте замечательного творческого дуэта – певицы Алисы Гицба и пианиста Михаила Мордвинова!

Заслуженная артистка России, народная артистка Абхазии, солистка знаменитой «Геликон-оперы», лауреат вокальных конкурсов Алиса Гицба – мастер сценического искусства, в ней гармонически сочетаются артистический темперамент, вокальное мастерство и обаяние покоряющей женственности.

В первой части программы нам открыли возвышенный и светлый мир Шуберта, которого называют иногда «Моцартом девятнадцатого века». В его вокальных циклах столько лирики, глубины и поэзии, а в романсах и песнях на стихи Гете и Шуберта – как в знаменитой «Форели» — такое очарование грации и легкости, что сравнение это отнюдь не кажется преувеличением. Иные романсы – такие, как «Ты мой покой» или «Гретхен за прялкой», — это просто шедевры вокальной лирики.

Отрадно было заметить, как волшебно мягко и выразительно звучал немецкий язык в блистательном исполнении Алисы Гицба с ее удивительно теплым для сопрано тембром, словно согретым южным солнцем. Музыкальная фразировка подчеркивала красоту и мелодику поэтических строк, и благоухание романтизма, как цветущий сад, заполнило зал.

Нельзя не сказать, что выразительное и яркое звучание рояля в гармоническом единстве с вокалом совершенно передавало дух, стиль и обаяние музыки Шуберта. Михаил Мордвинов – концертирующий пианист, лауреат международных конкурсов, среди которых особо можно выделить конкурс имени Роберта Шумана в Цвиккау (первая премия и золотая медаль 1996 года) и конкурс имени Франца Шуберта в Дортмунде. В гастрольном графике музыканта не только Россия и европейские страны, но и Япония, Корея, США…

Прекрасно, когда вокал и рояль звучат столь согласно, мягко и проникновенно, как в завершающем вокальный цикл Шуберта романсе « К музыке», который воспринимался как лирическое кредо музыкантов – исполнителей и композитора. И, конечно же, сердце сладко дрогнуло при первых же звуках «Баркароллы» Шуберта в виртуозной транскрипции Листа. Игра мажора и минора, бликов света и тени изумительно легко закружила-заворожила зал.

Канцонетта Джоаккино Россини «Венецианская регата» — это был уникальный в артистической трактовке певицы итальянский музыкальный театр, практически мини-моноопера. Столько блестяще воплощенных переживаний и эмоций, виртуозно исполненных фиоритур, каскадом обрушившихся в зал, что публика не сразу смогла отпустить артистов на короткий перерыв.

Второе отделение концерта также изобиловало открытиями. Казалось бы – Чайковский – что может быть нам более знакомо? Но и здесь нас ожидали сюрпризы. Столь чуткий к интонациям речи композитор в текстах французских поэтов находит совершенно иные краски, оттенки и нюансы чувств. Иная ритмика стиха, иное дыхание и построение фразы. Обаяние нежности, чувствительности, порой элегическое настроение, порой изящное кокетство, игра и очарование почти танцевальной грации пасторальных мотивов.

Мощное, монументально-драматическое темпераментное исполнение этюда-картины Ми бемоль минор Рахманинова погрузило публику в атмосферу Серебряного века, в стихию русской музыкальной классики. Михаил Мордвинов в этой музыке предстал перед нами словно рыцарь в блистательном ореоле поэзии. Соединение лирики Александра, Блока Андрея Белого, Игоря Северянина с музыкой Сергея Рахманинова – почти все эти романсы на удивление нечасто исполняются в концертных программах, а в нашем концерте они были спеты как единый цикл, в обольстительным многообразии интонаций, в своего рода «театре начала ХХ века».

Мне показалось, что и в самой фигуре Алисы Гицба, в магической пластике ее рук, в интонациях голоса оживали порой отголоски античной поэтики, лирики и мифологии.

И все отчетливее звучала мысль, мечта – идея — увидеть эту неотразимую артистку в спектакле «Геликон-оперы». Ведь когда-нибудь их гастрольный маршрут дойдет и до нашего благодарного зрителя. С надеждой на грядущие встречи с чудными музыкантами и с глубокой  признательностью за необыкновенный и прекрасный вечер.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *