В областном культурно-выставочном центре открылась выставка молодых тюменских художников Алены Смольниковой и Александра Тимкина
«Параграф» — название выставки молодых тюменских художников Алены Смольниковой и Александра Тимкина, только что открытой в областном культурно-выставочном центре, конечно же, многозначно. С одной стороны, название это указывает на дуэтность работающих в графике авторов (пара-граф), а с другой — как и всякий параграф, говорит о новой, «красной строке», о следующем шаге в контексте их творчества.
* * *
Однажды я заснул за своими писаниями, положив голову на стол. А когда проснулся, родилось довольно длинное стихотворение в прозе. Оно и называется — «Стол» и начинается так: «Стол — место, за которым строится моя жизнь. Или чужая, если пишешь о человеке». И вот на выставке передо мной два этюда Александра Тимкина — «Столик-1» и «Столик-2». Как будто я повстречался со старым другом. А, может быть, это и есть главное в искусстве — совпадение чувств автора и наших воспоминаний, переживаний, ассоциаций.
Предчувствие зрителя особенно заметно в черно-белой графике Тимкина. Это всегда белый лист бумаги и черная тушь, и это всегда красиво в своей неподробности. При этом у Александра Тимкина все изображаемое — не только предметы, улочки, реки, дома, деревья — настаивает на своей весомости и плотности, на своих неотъемлемых качествах вещества. Как он показывает, к примеру, снег? Откуда белое на белом (на бумаге воздух, а сквозь воздух виден снег) берет темное? Так черно-белое становится живописным. Свидетельством тому графические листы «На солнце», «Остатки белого», «Самолет летит», «Продам» и вся серия о волжском городке Свияжске.
Алена Смольникова, так же, как и Александр Тимкин, рассчитывает на сопереживание со своим зрителем. Но делает это другими графическими средствами, из тридцати представленных ею работ 25 — акварельные листы. Часто она играет не только на цветовом контрасте, что в «водяной» живописи говорит о высоком владении техникой, но и на контрасте настроений. «Иртышский берег», «Кладбище кораблей», городские пейзажи, православный Тобольск, «Нетуристические тропы» китайского Хайнаня с его трущобами — все охвачено широчайшей амплитудой чувств. Но самое главное — Алена Смольникова умеет заставить изображаемое ею двигаться. В серии «Эхо тысяч вокзалов» она создает движение. Допустим, что в листе «Тронулись» достаточно чуть-чуть смазать изображение, и мы почувствуем движение поезда. Но как она показывает состояние неустойчивости в соседнем листе, в центре которого купейный столик со стаканом чая, непостижимо!
Замечательная выставка Александра Тимкина и Алены Смольниковой полна загадок. Не оставляет ощущение многозначности их работ, полифонии жизни, противоречивости и согласия, консенсуса ритмов, столкновения реального и вымышленного.
На вернисаже авторов хвалили, что вполне справедливо. И, вероятно, среди праздничных речей особенно ценными для молодых художников были слова искусствоведа Любови Кочариной и маэстро графики Виктора Левина. А наставник Смольниковой и Тимкина по кафедре изобразительного искусства Тюменского университета заслуженный художник РФ Игорь Щетинин гордился ими и откровенно восхищался.
«Параграф» для курганцев — продолжение знакомства с творческим дуэтом Тимкина и Смольниковой, ведь они уже выставлялись в Кургане, в частности, на V Всероссийской выставке акварели. Оба также являются участниками не только областных, но и крупных региональных экспозиций, знакомы с их творчеством и за рубежом (Германия, Голландия, Израиль).
Интересно знать, каким будет следующий шаг их художественного пути, следующий параграф.
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости