В Кургане прошла премьера приключенческого фильма Романа Мухортова

muhortov

Курганский режиссёр по-своему переработал классический сюжет Майна Рида

Зал Юговки был полон: публика замерла в предвкушении необычного киносеанса. Не часто в Кургане снимают кино, но кинорежиссер Роман Мухортов уверенно внес родной город на кинокарту страны.

Новый фильм «Эль Муэрте» (названный практически как «Мертвец» Джармуша), созданный Романом по мотивам легендарного произведения Майна Рида «Всадник без головы», не мог не привлечь внимания зрителей. Всем не терпелось узнать, как режиссеру удалось перенести приключения героев из ландшафтов Дикого Запада в курганские «прерии и каньоны».

Забегая вперед, скажу, что курганский сценарист и режиссер успешно преодолел различия в натуре, а внесенные в сюжет зауральские пейзажи органично вписались в живописные картины Америки.

История большой мечты

«Всадник без головы» – для Романа проект с большой историей, практически мечта всей жизни. Сделать экранизацию любимого романа он задумал около пятнадцати лет назад, а истоки мечты берут начало в детских впечатлениях от истории про «обезглавленного всадника».

– Когда я в детстве посмотрел экранизацию 1973 года (кстати, года моего рождения), то фильм произвёл на меня очень сильное впечатление, – рассказывает Роман. – Так как я любил рисовать, то сразу же появилось много рисунков на эту тему. Фильм я смотрел по телевизору вместе с бабушкой, Евдокией Кирилловной, которая по ходу сюжета мне многое объясняла.

Возможно, сюжеты были основаны частично и на её рассказах. Помню, что это были изображения старого охотника, ведущего под уздцы лошадь со всадником без головы и самого всадника в горах. А фраза Зеба Стумпа «Этот всадник слишком много знает» засела в голове на долгие годы как одна из самых любимых. Образ безголового всадника сильно пугал и одновременно притягивал моё детское воображение. Позже у нас в доме появилась книга с иллюстрациями замечательного художника Кускова — мама подарила мне её на день рождения, и роман стал моим любимым произведением. Я «заболел» романтикой ридовского запада, с его во многом идеализированным представлением об Америке 19-го века. Благодаря этой книге я стал подробно изучать эту эпоху, особенно период гражданской войны между Севером и Югом и послевоенные годы, которые позже назвали эпохой покорения Дикого Запада США. Примерно в это же время появляется фильм Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» и увлечение историей Дикого Запада сливается с увлечением кино.

Позже, пересмотрев множество фильмов, в том числе классических вестернов, поняв стилистику жанра, его особенности, а также разные режиссёрские подходы, я всё больше стал думать о том, что экранизация «Всадника без головы» 1973 года имеет много изъянов…

Курганский кинорежиссер в то время приобрёл привычку смотреть на любую местность, интерьер, натуру с точки зрения их пригодности для экранизации «Всадника без головы» – эта мечта поселилась в сердце в 2000 году. С тех пор в доме Романа стала расти коллекция антикварного оружия, шляп, ковбойских сапог, ремней, платьев и т. п. «Причём я даже точно не знал, когда состоится мой фильм, да и состоится ли вообще! – вспоминает Роман. – Понимание, что я действительно хочу снять фильм по любимому роману своего детства, пришло в 2009 году. Тогда же случилась и первая попытка съёмок, но неудачная. И я как-то пообещал себе, что сниму «Всадника без головы», когда мне исполнится 40 лет».

Пророческое обещание, действительно, начало сбываться в 2014 году, когда режиссер отметил свое сорокалетие.

Русский след на Диком Западе

Роман посчитал, что герои середины позапрошлого века в сегодняшних реалиях выглядят слишком уж наивно. Одни – чересчур положительные, другие обладают полным набором пороков, а ведь отсутствие полутонов и особых черт характера делает персонажей картонными, лишенными жизненной правды. Тогда режиссер дал волю фантазии и написал собственный сценарий с персонажами, которых в романе Майна Рида быть не могло, но для нашего времени они оказались и актуальны, и, по мнению режиссера, необходимы.

– Адаптированный сценарий был написан мной ещё в 2007 году, — рассказывает Роман. — Уже с патриотической версией, то есть с русскими персонажами. Первоначально события в нем разворачивались на Аляске в 1867 году, сразу после продажи её Россией США. И снимать предполагалось зимой. Однако ввиду ряда сложностей от этой версии пришлось отказаться. Сценарий был переписан под Аризону (у М. Рида всё происходит в Техасе).

В сценарии Мухортова вместо мустангера Мориса Джеральда и его друга, охотника Зэба Стумпа, в фильме появляются русские офицеры, и история любви и преступления приобретает черты политического, а порой и шпионского детектива. Еще в детстве Роман учился у Зеба Стумпа читать следы, поэтому с выбором, кто будет играть знаменитого следопыта, вопроса не возникло – в его образ прекрасно вжился сам режиссер.

– В начале прошлого года в один день произошло два события, определивших судьбу будущего фильма, — рассказывает о знаках свыше Роман Мухортов. —  Краеведческий музей дал добро на съёмки в музее истории города Кургана, а Дом молодёжи предоставил площадку для репетиций. И я понял, что Вселенная сделала мне предложение, от которого я уже не могу отказаться. Одновременно это был и вызов. Ведь делать такой сложный проект в наших условиях достаточно непросто. Но, мне, как говорят игроки, «пошёл фарт».

Появилась Света Соколова, постановщик верховой езды, и за короткий срок научила сидеть в седле всех актёров, играющих главные роли. Александр Иванов, владелец конно-спортивной базы «Ранчо «Лукино», предоставил нам лошадей и натуру для съёмок конных сцен. Роман Евстафьев, сыгравший шерифа Гринвуда, показал достойный пример, полностью обеспечив своего персонажа одеждой, обувью, оружием и кобурой. К тому же он привёл на проект нескольких актёров второго плана, чем очень помог мне как режиссёру. Он, кстати, на репетициях, и работал, как второй режиссёр и ассистент. Благодаря семье Ивана Пестерева, исполнителя роли Михаила Демичева, съёмочная группа получила транспорт и замечательные интерьеры в стиле 19-го века! Работать с такой командой было легко и увлекательно, за что им огромное спасибо! Наш фильм, это заслуга не только режиссёра, но и актёров, ставших добрыми друзьями.

Всадница с головой и другие

Перед большой премьерой в областной библиотеке имени Югова в музее истории г. Кургана прошел предпоказ для актерской команды фильма. Там я, кстати, выяснила, кто скрывался под пончо жуткого всадника без головы.

«Всадником» оказалась хрупкая девушка Светлана Соколова. Роль ей досталась непростая, та, что под силу лишь опытному каскадеру, ведь голова девушки была полностью закрыта  тканью. «Мне было сложно дышать, я ничего не видела и скакала галопом, — вспоминает Света. — Конечно, я опытный всадник, но так никогда не ездила и было очень непривычно!».

Работа над проектом «Эль Муэрте» продолжалась в течение года. Снимались в фильме не профессиональные актеры, а любители, те, кому в радость служить кинематографу бескорыстно.

Не сразу нашлась актриса на главную роль Луизы Пойндекстер. Первая претендентка играть не смогла, тогда на объявление в соцсети откликнулась Кристина Константинова. «Я сразу прониклась сюжетом, — рассказывает девушка.

— Роман сказал, что я подхожу по внешности – девушка-креолка с темными волосами, худенькая аристократка. Я очень люблю театр, играла в школьных постановках, снималась в рекламных роликах, но в кино попробовала свои силы впервые. Результат мне нравится. Хотелось бы и дальше развиваться в этом направлении».

У молодой актрисы, действительно, получился почти безупречный образ красавицы-аристократки. Пару ей составил Иван Пестерев, который и раньше много снимался в эпизодических ролях у Романа, но лишь в знаменитом вестерне получил главную роль.

Одну из небольших ролей в фильме исполнила директор музея истории Кургана Татьяна Васильева. В интерьерах музея, само собой разумеется.

Все участники кинопроекта согласны с мнением Романа Евстафьева: «На съемочной площадке у нас возникало волшебное чувство причастности к чему-то необычному».

Сам же режиссер отмечает еще одну немаловажную задачу фильма – его патриотическую составляющую.

— Русские персонажи, действующие в фильме, являются самыми настоящими положительными героями, честными и порядочными людьми, добрыми, смелыми и высокоморальными, — поясняет Роман. — Их ценности противопоставляются западным — обогащению любой ценой, основанному на лжи и агрессии. В свете сегодняшних событий в мире это выглядит особенно актуально.

Курганская публика приняла новую экранизацию самого известного романа Майна Рида аплодисментами. Те, кто не смог посетить кинопремьеру, могут посмотреть фильм на ютьюбе. Автор фильма надеется, что у фильма теперь начнется собственная счастливая жизнь и появятся свои зрители, которые не единожды пересмотрят с удовольствием старый сюжет на новый лад.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *