Народный театр-студия «Суббота» закрыл сезон своей любимой пьесой Арбузова

IMG_3750

Это уже третья за полвека театра постановка спектакля «Мой бедный Марат»

Закрыл свой юбилейный 50-й сезон народный театр-студия «Суббота», в финале не поскупившись ни на нерв актерской игры, ни на богатство драматургической основы.
К юбилею и себе, и зрителям театр сделал шикарный подарок, снова обратившись к любимой пьесе нескольких поколений «субботинцев». В третий раз за долгую жизнь «Субботы» ее бессменный режиссер и руководитель Нэли Лосева ставит трогательную, душевную и тонкую историю трех друзей – «Мой бедный Марат» Алексея Арбузова.

– Первая постановка состоялась в 1970 году, – рассказывает Нэли Григорьевна, – второй раз эту пьесу мы ставили в 1985 году и сейчас вот обратились к ней в очередной юбилей. «Мой бедный Марат» – это особая для меня пьеса, поэтому и ставим ее к юбилеям. Я люблю Ленинград, очень привязана к этой теме. Про блокаду мы уже ставили и другие спектакли, но эта постановка особенно светлая. И она дает актерам проявиться, в ней много действия – и внутреннего, и физического.

IMG_3725

В 1964 году Алексей Арбузов закончил одну из своих последних пьес «Мой бедный Марат» о судьбах трех подростков, потом молодых людей, а в финале пьесы людей уже взрослых, много переживших и глубоко чувствующих – Лики, Марата и Леонидика. В драме в тугой узел судьбы сплелись три характера и три временных эпохи – блокадный 42-й, послевоенный 46-й и время оттепели 1959 года.

Пьеса Арбузова имела невероятный успех, едва выйдя в свет: уже за первое полугодие 1965 года спектакли по пьесе «Мой бедный Марат» прошли в 45 театрах страны, а в 1967 году пьеса была названа лондонскими критиками «пьесой года», и в течение двух лет шла в тридцати английских театрах.

В камерном пространстве театра «Суббота» действие, происходящее в одной и той же комнате, наполняется особенной, напряженной, гремящей тишиной в начале, когда в полупустом жилище пылает огонь в печурке, стоит одинокая тахта, а за окном белый, суровый военный Ленинград шпилем Адмиралтейства упирается в нависшее хмурое небо. И в этом тесном пространстве встречаются двое – совсем юных – Марат и Лика, осиротевшие, но сильные духом подростки, узнавшие горечь потерь и страданий, которым предстоит найти путь к душе и сердцу друг друга.

IMG_3782

Вскоре в их мир между воем сирен, взрывами снарядов и вспыхнувшей наперекор войне юношеской любви нежданно врывается еще один персонаж – романтичный, ранимый поэт Леонидик, мечтатель с надтреснутым сердцем. Дружба и любовь скрепляет их связь, а гордость, жалость, самопожертвование запутывает, усложняет непростые отношения, ставя каждого перед нелегким выбором, в котором герои совершают не одну ошибку в поисках счастья – своего и чужого.

В пьесах Арбузова нет положительных и отрицательных персонажей, их героям свойственны сложности (порой непреодолимые, губительные для самих носителей) и слабости, сила и хрупкость. Играть те подтексты и глубины, что есть в каждом персонаже пьесы, даже зрелым, опытным артистам не всегда удается. Оттого груз ответственности, выпавший на трех молодых актеров «Субботы», кажется чрезмерно большим, им троим приходится держать зрителя в напряжении в течение почти двух часов преимущественно внутренними движениями души своих героев.

И эти внутренние переживания невероятно искренне, одними глазами способен передать исполнитель роли Марата, гордость театра Денис Ауванов, отмеченный за лучшую актерскую работу юбилейного сезона. Он же художник спектакля, его внутренний двигатель и стержень. Чем-то напоминающий своего гордого и сильного героя, актер утверждает: «Это пьеса для людей, которые много видели в жизни, прошли через что-то, испытали подобные чувства, им близки эти внутренние переживания. Боюсь, нынешним молодым, мало знающим об истории и войне, будет сложно понять пьесу».

IMG_3762

Если 26-летний актер успел накопить опыт эмоциональных потрясений и багаж душевных переживаний, то для 16-летней Марии Овчинниковой играть три возраста – девушку 15-ти, 20 лет и 33-летнюю женщину – серьезное испытание. Удивительно, но и Маша точно попадает в образ своей героини, искренне проживая ее внутренние смятения (хотя и не всегда органична, по вполне объективным причинам в силу возраста, в период ее взросления).

— Было огромное желание играть в этом спектакле, ведь он о прекраснейшем из чувств — о любви, — делится радостью юная актриса, к слову, уже шесть лет  играющая почти во всех постановках «Субботы». — Роль давалась тяжело, главным было понять героиню, мотивы ее поступков. Хотя я бы так точно не поступила, она ведь с Леонидиком была из жалости, а любила все это время Марата.

IMG_3771

Первую большую роль – мягкого и лиричного Леонидика – сыграл в спектакле и 21-летний Андрей Сорокин, чем-то и в жизни напоминающий своего интеллигентного героя.  Андрей появился в театре относительно недавно – в прошлом году. Как рассказал молодой актер, главной сложностью для него было  показать себя публике: «Я сам человек закрытый и в театр пришел, чтобы побороть эту застенчивость, свои страхи и замкнутость, чтобы полностью раскрыться. Театр душевно лечит».

Театр врачует души не только своих служителей, но и тех, кто провел это время в зале, следя за сложной внутренней жизнью героев, ведь пьеса призывает словами Лики не бояться и не бежать от собственного счастья: «Ты только не бойся, не бойся быть счастливым… Не бойся, мой бедный Марат!..».

Спасибо, что театр «Суббота» так пронзительно и волнующе напомнил нам об этом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *