Школа уральской драматургии явила свои новые шедевры на фестивале «Коляда-Plays-2015»

DSCN1132=

Продолжение рассказа нашего корреспондента о большом театральном празднике в Екатеринбурге

Почему-то вспомнился добрый советский фильм «Дети Дон Кихота» – а ведь есть в организаторе фестиваля «Коляда-Plays», драматурге и режиссере Николае Коляде, безусловно, что-то от главного героя. Беззаветная преданность делу, горячая любовь к театру, способная зажечь всех вокруг, сподвижничество и бескорыстие (сколько собственных средств он вложил и в фестиваль, и в театр, знает только он) и, конечно, огромная семья его учеников – тех самых «детей Дон Кихота», драматургов, актеров, режиссеров, талантливых, увлеченных, придерживающихся и в жизни, и в творчестве высокой планки, заданной учителем.

Каждый фестиваль запоминается прекрасными пьесами молодых драматургов, в которых «и жизнь, и слезы, и любовь» – всего достаточно, чтобы растрогать самого бесчувственного, насмешить самого грустного. А уж поплакать на спектаклях – это ж как душу умыть.

Николай Коляда, придумав фестиваль, скромно задвинул свой театр на роль ни на что не претендующего хозяина: призы самим себе давать, мол, как-то неприлично. Ну и все понимают, что награды в основном уходили бы в этом направлении – на программных и внепрограммных спектаклях «Коляда-театра» всегда переаншлаг.

А теперь еще один театр, выпорхнувший из-под крыла знаменитого на весь мир театра и поселившийся на его прежнем месте, набирает нешуточные обороты зрительской любви. Центр современной драматургии, руководимый все тем же Колядой, прочно обосновался в сердцах публики.

Что не удивительно – и актеры играют преимущественно «колядовские» (и как только успевают всюду?), и режиссеры прошли школу неординарных решений и смелых экспериментов.

С одинаковым восторгом посетила спектакли обоих театров, и до сих пор живу послевкусием; чувства, наконец, складываются в мысли, выстраиваются в свой логический ряд, переживания увиденного не отпускают, тревожат и греют в то же время. Как и должно быть, если это настоящее.

Рок-мощь Шекспира

Спектакль «Ричард III» в «Коляда-театре» – совсем свежий, продолжающий «шекспириану», достойный своих предшественников – гениального «Гамлета», обезоруживающего «Короля Лира»…По счастью и по просьбам участников фестиваля показанный дважды, второй раз аж в 23 часа, а закончился спектакль в два часа ночи (ночные показы в этом году стали традицией фестиваля).

Шекспировский шедевр, переработанный Колядой, пробирает до дрожи: мощь такая – в режиссуре, в невероятной игре Олега Ягодина (воплотившего отвратительного, сильного, жестокого, уродливого и в то же время безмерно привлекательного тирана), в идеально подобранной музыке и сценографии, в живом духе эпохи, в непонятно как созданных волшебных спецэффектах, в магии простых вещей…

Обычные чайные пакетики здесь вдруг превращаются в орудия манипулирования, насилия и порабощения. Абсолютно не предполагая, о чем спектакль (заведомо не читала отзывов – чудо должно происходить здесь и сейчас), купила пачку чая из-за названия «Ричард» и пришла с ней в театр. После спектакля поняла, что покупка не случайна, а чисто интуитивна, вручила чай Николаю Владимировичу: «Вот Вам именной реквизит, используйте!». Кстати, еще о мистике, о которой СМИ шумели в дни премьеры: первые показы спектакля состоялись, когда в Великобритании происходило перезахоронение недавно обнаруженных останков короля Ричарда III.

DSCN1127=

В «Ричарде» у актеров в партнерах… живые змеи, амурские полозы, очень органично вписавшиеся в предложенный формат страшного змеиного царства. А движущая сила спектакля – «мощная рок-н-ролльная энергия», по словам исполнителя главной роли Олега Ягодина: «Весь Шекспир у нас очень близок рок-н-роллу. В «Ричарде» есть неограниченная свобода для актера, как в любом колядовском спектакле, когда ты волен делать то, что хочешь».

Ягодин мощь рок-н-ролла умеет передать как никто другой, не зря же он – лидер известной группы «Курара», очень популярной не только на Урале. Обычно «Курара» выступала на закрытии фестиваля, но в этот раз вместо концерта участникам показали премьеру прошлого года – спектакль «Концлагеристы». Там, кстати, звучит музыка «Курары», так что несложившаяся музыкальная встреча была компенсирована не только яркими рок-сценами, но и великолепно разыгранной антиутопией о чисто мужском государстве, где натуралы вынуждены маскироваться под приверженцев однополой любви «в соответствии с политикой партии», бояться стукачей и мечтать о другом мире, в котором «это сладкое слово «свобода» написано заглавными буквами. Но и в другом мире свобода оказывается столь же призрачной и недостижимой иллюзией. Спектакль стал бомбой прошлогоднего фестиваля, а в этом году украсил его внеконкурсную программу.

Еще одна постановка из числа взрывных и нашумевших – «СашБаш. Поезд Свердловск-Ленинград и назад» по пьесе Ярославы Пулинович и Полины Бородиной. В ЦСД ее поставил питерский режиссер Семен Серзин, и это театральное-роковое посвящение поэту любви и боли, пульсирующему нерву рок-поколения 80-х Александру Башлачеву сразу стало сенсацией Екатеринбурга. На показе в зал набивается столько зрителей, что сидят не только перед сценой на подушках, но и вдоль трех стен – на сцене, запутываясь, купаясь, как и актеры, в куче магнитофонной пленки на полу, создавая подлинную атмосферу квартирника тех лет.

В спектакле не звучит песен СашБаша (только одна в финале, на экране, не в его исполнении даже), музыкальный тон действию задает группа «Курара», живьем играющая опять же не свои песни («Кино», «Аукцыон», даже Пугачева!), но явственно слышен  голос поэта (актер Олег Ягодин), его нестихающая боль за людей, страстная жажда любви, свободы быть собой… К просмотру обязательно, как «Ричард III» и «Концлагеристы».

DSCN1315=

О главном исполнителе ролей в этих спектаклях добавлю, что Олег Ягодин сейчас активно снимается в кино – в авторском, экспериментальном, не массового использования. Недавно вышли «Ангелы революции» Федорченко и «Орлеан» Андрея Прошкина с его участием. Их Олег представлял на «Кинотавре» и Московском кинофестивале. Он мог бы сыграть и главную роль в «Левиафане» Звягинцева, так как был приглашен режиссером на кастинг. Но главное счастье все-таки – видеть его на сцене «Коляда-театра».

Сто лет одиночества

Фестиваль порадовал обилием не только интересных спектаклей, но и актерскими читками – заготовками будущих постановок, эскизами спектаклей – еще один увлекательный жанр, по-моему, не менее захватывающий, чем готовая театральная работа.

DSCN1259=

Николай Коляда ознакомил публику с новой пьесой, написанной им в Логиново как раз после завершения прошлогоднего «Коляда-Plays». Комедия о немолодых и одиноких людях, по-прежнему мечтающих о любви и Париже, которого никогда не увидят, вполне предсказуемо станет хитом «Коляда-театра».

В Центре современной драматургии Александр Вахов поставил эскиз спектакля «Стрелять надо в голову!» по пьесе Валерия Шергина… и вынес мозг убойным боевиком, от первой секунды до последней держащим зрителей в напряжении. Хотя все действие происходит за одним столом, вокруг которого собралась банда нелепых неудачников, не сумевших подстрелить накануне своего босса и теперь терпеливо ждущих расправы с его стороны. Блестящий «колядовский» актерский состав, бездна юмора и гротеска, энергично движущееся действие и полная непредсказуемость финала уже сделали будущую постановку спектаклем, на который вы вряд ли достанете билет.

Валерий Шергин, автор пьесы, он же – исполнитель одной из ролей, признался: «Мы сделали эскиз за три или четыре дня, у нас в ЦСД традиционно такой быстрый темп. Я всегда хотел написать ту пьесу, в которой хотел бы сам сыграть. Вот «Стрелять надо в голову!» – как раз такая. Меня уже сравнили с Тарантино, но скажу честно: нам просто нужен был спектакль для хорошей продажи. Мы же молодой театр, выживаем на свои доходы. Хотел сделать максимально простой спектакль с минимальными затратами, ведь все действие происходит за одним столом, но при этом чтобы получился блокбастер. Кажется, зрителям понравилось».

Совсем другой по настроению, по глубине и важности темы спектакль «Как Зоя гусей кормила» по пьесе молодого автора Светланы Баженовой, чья премьера для участников фестиваля состоялась в полночь в ЦСД. «Сто лет одиночества» — это про столетнюю Зою Марковну (ее великолепно играет 72-летняя Тамара Зимина) и ее немолодого сына Владимира (Олег Ягодин), затюканного мамой, неуверенного в себе интеллигента, засушившего все свои чувства на алтаре науки. Свежим порывом ветра врывается в их жизнь деревенская смешная и взбалмошная девчонка Женя (Алиса Кравцова), чтобы заставить захотеть начать жить уже давно махнувшего на все Вовчика, пробудив в нем чувства нежные, робкие, чистые. История, где много смешного и грустного, романтики, поэтики, щемящих чувств и горьких разочарований, долго не отпускает, бередит сердце, кто-то из зрителей смахивает набежавшие слезы.

Светлана Баженова за «Зою» получила первый приз фестиваля «Евразия», но ей впору получать призы и за режиссуру, в которой она впервые попробовала свои силы, и весьма успешно, именно на этом спектакле. «Я порой впадала в ступор, и актеры меня выручали, начинали ходить по сцене и что-то делать, придумывать, — рассказывает Светлана. — Вся пьеса написана мной по мотивам реальной ситуации, я даже имена не меняла, только истории чуть изменила. Но в жизни Зоя Марковна уже умерла, а в пьесе наоборот: мать – бессмертный, неизменный персонаж, постоянная величина, которая подминает, подгибает под себя сына».

Гвозди фестиваля

Невозможно упомянуть все достойные спектакли, показанные на фестивале, – видела лишь малую часть, да и формат обзорной статьи позволяет обо всем сказать только вскользь, на лету, не вдаваясь в глубокий анализ.

DSCN1112=

Безусловно, надо будет вернуться в Екатеринбург, чтобы посмотреть еще одну премьеру ЦСД — «В этом городе жил и работал», отзывы о спектакле волнующие, будоражащие.

Окрепли, выросли в мастерстве студенты Коляды, их работы привлекают не меньшее число публики, чем «взрослые» постановки.

Говорят, был прекрасен Серовский театр драмы имени А. П. Чехова, получивший приз «За яркое воплощение современной драматургии».  Воронежский театр драмы имени А. Кольцова отмечен за «Лучший актерский ансамбль». Пермский ТЮЗ за спектакль «Господа Головлевы» по пьесе Ярославы Пулинович взял приз за лучшую режиссуру…

Николай Коляда лично раздавал дипломы – с символом «Коляда-театра» — летящей звездой и настоящим гвоздем, чтобы было чем пригвоздить к стенке награду. А еще есть предположение – потому что призеры и стали теми самыми «гвоздями фестиваля».

Фестиваль берет свое начало в далеком 1994 году (несколько лет он не проводился). И в этом году на «Коляда-Plays» случился своеобразный ремейк: с моноспектаклем «Американка» по пьесе Коляды, показанном на  первом фестивале, 20 лет спустя приехала актриса Тобольского драматического театра имени Ершова Альбина Шафирова. Монолог о счастье и одиночестве в эмигрантских обстоятельствах звучал, конечно, с новыми, соответствующими мировой ситуации интонациями и акцентами. «Да, изменилось все, это кардинально другой спектакль! — утверждает Альбина Ильинична. — Когда я играла мою героиню впервые, ей было лет 35, она боролась за жизнь. А здесь я играю женщину, которая понимает, что жизнь прожита, но надо все равно жить».

DSCN1169=

В последний день фестиваля накануне церемонии награждения вся дружная театральная компания, включая журналистов, критиков и просто самых верных зрителей (никакого разделения на «випов» и «народ», как на других фестивалях), отправилась по традиции на пикник на дачу Николая Коляды в Логиново. Еще один праздник внутри праздника – душевное общение под шашлыки и вино, читки новых пьес уральских драматургов в «дворовом театре», песни, игры, гуляния…

DSCN1252=

С ироничным пафосом сам хозяин дачи посадил в своем огороде дерево – лермонтовский дуб, привезенный ему специально с юга. «Папарацци, пошли снимать, как я дуб сажаю!» — весело гаркнул Николай Коляда, и мы вприпрыжку побежали за ним сквозь заросли крапивы в его огороде. А там гостеприимный хозяин провел экскурсию, показав, где и какие деревья он уже вырастил.

DSCN1274=

Прощаясь с новыми знакомыми, слышу признание от зрительницы из Ташкента, Таисьи Павловны: «Я влюбилась в современную драматургию,  она мне нравится гораздо больше, чем чисто классические постановки. Хочется видеть выражение немножечко новых и нестандартных мыслей и форм – не пыльных. Стараюсь всегда приезжать в Москву на гастроли «Коляда-театра». Теперь и «Коляда-Plays» пропускать не буду!».

Не только деревья посадил мастер, но и два театра создал, целые поколения учеников и зрителей вырастил. А это ли не лучшая награда художнику?

И в финале о самом приятном: возможно, все-таки сбудется моя мечта и мечта многих театралов, и в Курган приедет с гастролями «Коляда-театр». На это мне намекнул Николай Владимирович, интервью с ним читайте в следующем номере газеты.

Фоторепортаж Светланы Кошкаровой и Марины Козлачковой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *