В Курганском театре кукол «Гулливер» поставили удивительный спектакль «Щелкунчик»

IMG_7759

Премьера рождественской сказки пройдет в новогодние праздники

Подлинная магия воцарилась на сцене театра кукол «Гулливер»: словно по мановению волшебной палочки оживали новогодние игрушки, зажигались лампочки и запускались мобили, приходили в движение механизмы удивительных конструкций, тикали старинные часы, кружили в танце изящные дамы и кавалеры, созданные из обычных упаковок для цветов, разворачивалась контурная елка, и откуда-то с неба сыпался искристый снежок.

Рождественскую феерию по сказке Гофмана «Щелкунчик» на музыку Чайковского поставил челябинский театральный художник и режиссер Виктор Плотников. Виктор Васильевич знаменит во всем мире, ведь именно он – соавтор-сценограф легендарного спектакля Вячеслава Полунина «Снежное шоу».

IMG_7855

Но последние годы Плотников работает исключительно с «Гулливером», его рук творение – зрелищный и необычайно завораживающий спектакль «Каприч`ио» – полюбился и зрителям, и жюри «Золотой маски», на которую был номинирован. И вот спустя восемь лет плод нового сотрудничества художника и театра очаровал первых зрителей рождественскими чудесами, включая новогодние ароматы мандаринов, хвои, имбиря и контактное знакомство с куклами перед началом спектакля.

Спектакль «Щелкунчик» в репертуаре «Гулливера» особенный, он адаптирован для людей с проблемами зрения. И даже журналистам на предпремьерном показе авторы спектакля предложили побывать на месте таких зрителей и «посмотреть» спектакль с закрытыми глазами. На нас надели повязки и дали потрогать кукол, чтобы тактильные ощущения и воображение подсказали их облик. На ощупь угадывались прически, треуголка, платьице, оружие, хвостики (у мышей)… А потом сцена бала и первое знакомство с девочкой Мари тоже прошли вслепую, но музыка, запахи, истории, рассказанные призраками дома, моментально погрузили в детство с его реальными чудесами, когда фантазия дарит самые красивые и невероятные картины мира.

IMG_7788

Конечно, «Щелкунчик», в первую очередь, нужно видеть, ведь он создан художником, его причудливые видения и сны сложились в зрелище, интересное как для детей, так и для взрослых. Первых заворожат волшебные механизмы, движущиеся стеклянные порталы, мобили, светящиеся маски, магические трюки, полеты воздушного шара над залом, необычные куклы… Вторых увлечет игра со смыслами, подтексты и переклички с нынешней мировой ситуацией (мышиное войско, к примеру, разодето в штаны расцветки американского флага и вооружено до зубов трезубцами), музыкальные интерпретации известных мелодий, театр абсурда, смесь трагического и смешного… Великолепной кульминацией сюрреализма происходящего можно считать похороны Синего Зайца, когда в печальную траурную церемонию врываются веселые песни «Битлз» и сама ливерпульская четверка, летящий в скафандре Гагарин и маленький смешной Чарли Чаплин…

IMG_7732

История создания

Уникальный мастер Виктор Плотников создавал свой спектакль ровно год. В нем задействовано 60 кукол, огромное количество декораций, выполненных мастерами из разных городов – техниками высокого класса.

«Если говорить о моем видении, то этот спектакль, названный балетом марионеток, как любой балет рассчитан на непосредственное восприятие через глаза и уши, – рассказал автор постановки. – В спектакле очень мало общения между персонажами. Именно поэтому введены светящиеся говорящие маски, передающие основное содержание пьесы, смысл передают также картинки и музыка Чайковского, фрагменты песен «Битлз» и Зыкиной, цыганские напевы… Кажется, это простая история борьбы добра и зла. Но как это было передать? Зло я представил как машинерию, которая существует вокруг хрупкого мира. Она красивая, светящаяся, движущаяся, но это все равно машины.

IMG_7822

В течение года я рисовал механизмы спектакля, расставлял музыкальные акценты, но линейности в создании постановки нет, и некоторые вещи получились вчера, как-то вдруг. Вот кукол, танцующих вокруг елки, например, не было до последнего момента.

Должен вам сказать, что я был совершенно спокоен за мастерство актеров этого театра. Проблем в работе кукловодов просто не было, актеры сами по ходу спектакля все время что-то изобретали».

Виктор Плотников, помимо создания спектаклей, пробует свои силы в литературе. В свет не так давно вышла повесть «Каприччио, двойной со сливками» по мотивам знаменитой курганской постановки с вкраплениями детективного сюжета. После «Щелкунчика» Виктор Васильевич тоже планирует книгу, но электронную – на этот раз решил ограничиться изобразительными материалами, которые были сделаны в процессе подготовки к спектаклю, в книгу войдут чертежи и эскизы.

IMG_7838

На вопрос, появятся ли еще его постановки в «Гулливере», художник ответил: «Когда я заканчиваю спектакль, то думаю, что он будет последним. Но там неизвестно, как все обернется». К счастью зрителей, чудеса случаются.

Нынешняя постановка Плотникова стала возможна при поддержке Министерства культуры и правительства Курганской области, Фонда поддержки театра кукол «Гулливер», партнерами выступили ООО «Глобус СПб» (Санкт-Петербург) и Сбербанк России.

Так как спектакль «Щелкунчик» – это сказка-праздник, то и ждать ее нужно в рождественские и новогодние праздники, когда душа особенно восприимчива к чуду.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *