Толстый, но красивый и умный

Литературный альманах «Тобол», кажется, становится примером такой степени творческой зрелости, которая возводит его в ряд некогда популярных толстых литературных журналов. Некоторые из них — «Москва», «Нева», «Новый мир» и другие — еще живы, но потощали, резко снизили тиражи и качество контента, вообще как-то отдалились от провинциального читателя. А «Тобол» вот он, рядом. Идем в библиотеку им. Югова, чтобы послушать его журчание, — это, конечно, сказано о только что состоявшейся презентации очередного, второго в этом году и 28‑го со времени основания номера альманаха «Тобол».

Чем же определяется зрелость литературного журнала? Ну, конечно, талантами его авторов. Это во-первых. Но не в последнюю очередь и наличием аналитического содержания, то есть литературоведческими и критическими статьями. А их в обозреваемом выпуске «Тобола» целых шесть! Первой в этой великолепной шестерке следует назвать статью кандидата филологических наук, преподающей в Курганском госуниверситете, Светланы Орловой «Вневременное наследие Ф. М. Достоевского». 195-летний юбилей великого русского писателя лишь повод для автора, которая анализирует его роман «Бесы» как пророческое предсказание о социальном и нравственном хаосе, приводящем к всеобщему разрушению общества.

Уже не общий философский взгляд, а конкретный, построчный, анализ текста выделяет статью кандидата филологических наук Тамары Казачковой «Фольклорные мотивы и образы в творчестве В. Высоцкого». И, наконец, заведующая кафедрой истории литературы и фольклора КГУ Ирины Жукова пишет о новом произведении Виктора Потанина. Ее статья называется «Память жанра» в «современной элегии» В. Ф. Потанина «Без имени». Автор, рассуждая о жанровом своеобразии потанинской повести, очень точно указывает прежде всего на стилевые особенности прозы Потанина. Сам Виктор Федорович, о котором писали известные российские критики, например Юрий Селезнев и Михаил Лобанов, выступив на презентации альманаха, по-благодарил Ирину Жукову за то, что она отметила именно стилевые особенности его повести. Ибо есть стиль — есть писатель, нет стиля — нет писателя.

И еще о стиле, на этот раз в поэзии. «Еранцеву претила стихотворная публицистика, которая как раз преобладала в поэзии его времени. Он был твердо убежден: если какую-то мысль можно высказать прозой, так ее и надо высказывать прозой; поэзия саму мысль воплощает образами». Это цитата из блестящей статьи профессора Тверского университета Юрия Никишова, в 60‑70‑е годы преподававшего в Кургане, — «Философская глубина стихотворений Алексея Еранцева».

К названным литературоведческим статьям примыкают две рецензии — Владимира Филимонова на книгу Захара Прилепина «Санькя» и Виктора Потанина, который пишет об очерковой книге учителя из Сафакулевского района Махмутьяна Ахметжанова «Судьбы людские».

В целом критической раздел занимает шестую часть от 240-страничного объема нового номера «Тобола». Но это не значит, что оставшиеся страницы «Тобола» заполнены «скороговоркой». Никак под это определение не подпадают повесть нашего Сергея Кокорина «Бронзовые ключи» и рассказ Натальи Симисиновой (Одесса) «Почему всё не так». С прозой соперничает мощная поэтическая подборка. А еще есть краеведческие материалы Александры Васильевой и Ольги Бабушкиной, публицистика Павла Саенко (Екатеринбург). В разделе публицистики особо хочется отметить и статью православной журналистки Ларисы Фоминой «Сиротство — недетский вопрос» о совместном проекте Курганской и Шадринской епархии (ныне Курганской и Белозерской митрополии) и газеты «Курган и курганцы» «Чужих детей не бывает».

Кстати, о детях. В каком-то смысле героиней презентации стала 13-летняя Алиса Коротковских из Кургана, выступившая на страницах «Тобола» с пробой пера — рассказом «50 счастливых билетиков», в котором будничная городская реальность причудливо переплетается с подростковой фантазией.

Хороший номер получился. Умный, талантливый и толстенький! А еще красивый, чему бесспорно способствует цветная вкладка с репродукциями акварельных работ известных художников бывшего Советского Союза. Эти произведения должны были войти в экспозицию музея акварели в Кургане, о создании которого у нас заговорили еще в середине 80‑х годов. Истории несостоявшегося проекта посвящена сопровождающая вкладку статья искусствоведа Ольги Луцко «Музей особого назначения». Впрочем, статья заканчивается оптимистической строкой — «И снова появилась надежда…»

Будем же и мы оптимистами!

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *