Немецкий режиссер и актер дал мастер-классы в Курганском театре кукол «Гулливер»

Gulliver_nemec-2

Михаэль Фогель и Шарлотта Уайльд научили курганцев приемам провокативного театрального действия

Театр кукол «Гулливер» обратился к очередному интернациональному сотрудничеству, пригласив в Курган коллег из Германии.

Семейная пара Михаэль Фогель и Шарлотта Уайльд привезли в гости к курганским кукольникам не только новые идеи, но и новый сценический материал и необычное звуковое оформление для спектаклей.

Дуэт из Германии ждали еще на международный фестиваль кукольных театров в «Гулливере» «Мечта о полете», но по семейным обстоятельствам (у пары родился малыш) визит пришлось перенести на нынешний год.

Михаэль и Шарлотта в 1997 году создали свой «Figurentheater», основанный на принципе «все делаем сами» – мастерим кукол, сочиняем музыку, исполняем роли. Кукол (большей частью внешне жутковатых) придумывает Михаэль, а за звукоизвлечение (авангардное, шумовое или классическое) и музыкальный фон отвечает Шарлотта.

Сейчас театр базируется в Лейпциге, но поскольку труппы в театре нет, как и государственного финансирования (артисты – свободные художники), переезды из города в город, из страны в страну – обычный способ творческого существования дуэта. На данный момент «Фигурентеатр» плотно сотрудничает с одним из театров Петербурга.

Немецкие артисты играют по 6-10 спектаклей в месяц. В «Фигурентеатре» ставили «Гамлет» и «Сон в летнюю ночь» Шекспира, «Сплин» по стихам  Бодлер, «Хоббит» для детской аудитории, «Фауста» Гете, «Песни для Алисы» по Льюису Кэрроллу с уточнением, что это «спектакль для взрослых». С текстом немцы работают своеобразно: из шекспировской комедии в постановке звучало всего 30 предложений. Основной акцент поневоле выпадает на визуальный ряд, на кукольную и актерскую пластику, на восприятие и ощущения, В театре есть традиция провоцирования зрителя на сильный эмоциональный отклик. Все живет в спектаклях творческого тандема своей жизнью – куклы, материя, предметы. И музыка, специально создаваемая Шарлоттой, с ее обработками, шумами, эхом, странными скрипами и скрежетами также становится еще одним действующим лицом на сцене необычного театра.

– В нашем театре три угла — публика, актеры и куклы. И в этих трех углах движется энергия, — рассказывает о своих принципах работы на сцене  Михаэль. — Как музыкант играет на треугольнике, так и я играю с этими углами, которые дают очень много возможностей для игры. В основе кукольного театра для меня большее значение имеет мой авторский подход, а не пьеса. Актер-кукольник чаще всего одновременно и автор. Мы кукол делаем сами, это определяет сценический материал, который мы представляем. И что важно: в театре кукол кукла может заменять текст или текст может придти позже – как результат ее жизни на сцене.

В Кургане немецкий актер продемонстрировал всем присутствующим свою необычную манеру общения с материалом. Артисты «Гулливера» под его дирижированием («Напряженнее! Тише!») оживили и заставили двигаться, перевоплощаться в причудливые образы ничем не привлекательную кучу пакли.

Из таких экспериментов рождаются идеи для новых, импровизационных постановок Фогеля. Возможно, в недрах «Гулливера» еще появится совместный спектакль-провокация, от которого зрители также не смогут оторвать глаз, введенные в состояние артистического транса, как это происходило со зрителями в Германии, США, Польше, Дании, Австрии, Венгрии, Чехии, где с ошеломительным успехом прошли пьесы «Фигурентеатра», принесшие немецким новаторам 20 театральных наград.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *