Новокузнецкий драматический театр покорил Курган цирковым прочтением Булгакова

IMG_1552

Артисты в совершенстве освоили цирковые номера и показали высший класс комедийной игры

Вот и закончились грандиозные театральные гастроли трех театров Сибири на курганской сцене: «Спектакль окончен, гаснет свет». И равнодушных в зале нет, добавила бы я.

Проект обменных гастролей «Театральные просторы» явно пришелся по душе курганским зрителям. Для нашей публики выпал поистине уникальный шанс увидеть разнообразную сценографию, невероятно широкую палитру актерской игры, необычные образцы нового видения старых сюжетов и все это в течение одного месяца.

Столь плотного знакомства с другими театрами здесь еще не бывало (даже любимые соседи – шадринцы привозят к нам не более двух-трех спектаклей в год). Каждый из трех театров – Томский, Кемеровский и Новокузнецкий – сумел и удивить, и порадовать зрителей своими театральными мирами, особыми способами преображения сцены в неповторимую, волшебную реальность и самыми впечатляющими и волнующими сторонами актерских перевоплощений.

Если томичи демонстрировали великолепную физическую подготовку и приверженность к молодежному стилю в постановке классики, то кемеровцы брали яркой музыкальностью, а труппа Новокузнецкого театра и вовсе устроила на сцене цирковое представление вперемежку с красочным и гламурным кабаре.

Новокузнецкие актеры покоряли курганскую публику постепенно – начиная осторожно с классических комедий Мольера и Гольдони и в финале захватив всех в безусловный плен бурлеска и мощи спектаклем-феерией «Зойкина квартира» по пьесе Михаила Булгакова.

IMG_1460

«Дон Жуан» в постановке Романа Феодори – спектакль с претензией на глубокую философскую драму и необычно решенное визуальное действо. Декорации и сцены наполнены аллегориями, символами, ассоциациями. Висящий над сценой крест отсылает нас к известной картине Дали «Распятие Христа от святого Иоанна». Этот крест позднее служит Дон Жуану для орудия пытки нищего, которого он пытается склонить к богохульным речам, а в финале и сам Дон Жуан придавлен распятием, как тяжким грузом своих грехов.

Путь духовного падения главного героя начинается с детских лет – в спектакле играют даже дети (это был единственный спектакль гастролей с участием совсем юных актеров). Грешник, богоборец, искуситель, Дон Жуан по замыслу автора – фигура почти байроновская, бунтующая. Но режиссер немало внимания уделил и комической стороне персонажа, и оттого порой возникал диссонанс и некоторое ощущение неправдоподобности второй ипостаси героя – трагической. Интересный и убедительный в комическом амплуа актер Евгений Лапшин по своей фактуре не очень вписывался в образ бунтаря и обольстительного сердцееда.

Хорош, реалистичен и по-житейски забавен оказался дуэт Пьеро и его подружки, соблазненной Дон Жуаном (Мария Захарова). На долю актера Андрея Ковзеля, исполнявшего роль Пьеро, досталось еще три персонажа – отец Дон Жуана и командор (оба в спектакле погибли от рук Дон Жуана), а также нищий, и было непросто догадаться, что в четырех образах таится один и тот же человек – так многогранен талант артиста.

IMG_0474

В комедии Гольдони «Слуга двух господ», широко известной по советскому музыкальному фильму «Труффальдино из Бергамо», привычные по экранизации персонажи предстают в непривычном ракурсе: дамы чрезвычайно мужественны и решительны, как Беатриче в исполнении Екатерины Санниковой, а мужчины по-современному слабы и несамостоятельны. Утонченный и изнеженный Сильвио (Евгений Лапшин) все время падает в обморок, а Флориндо (Андрей Ковзель) и вовсе жеманен на манер Бори Моисеева или Сережи Зверева. Эти новые «нетрадиционные» нюансы добавляют действию комичности и озорства.

Постановка великолепно преподносит эпоху времени дуэлянтов и итальянского карнавала. Зрители, не понаслышке знающие про Венецию, признавались, что спектакль ювелирно точно передает дух самого романтичного города Италии – чему способствуют и декорации вращающегося особняка, и актеры, одетые в стиле комедии дель арте и исполняющие пантомиму в перерывах между основным действием.

Комедия «Авантюристы» по пьесе Эдуардо де Филиппо затрагивает более близкую к нам эпоху и во все времена актуальную проблему выбора между деньгами и чувствами. Но из всех представленных театром спектаклей эта постановка была наименее выразительной и несколько затянутой, так что зритель на отдельных монологах начинал откровенно скучать. Поэтому повторный выбор именно этой пьесы на замену несостоявшихся «Талантов и поклонников» (из-за технически несовпадающих параметров наших сцен) несколько удивил. Ведь другие постановки театра могли увлечь публику куда сильнее.

Тем более что у Новокузнецкого театра оказался в рукаве запрятан настоящий козырь, который они с ловкостью фокусника вынули под занавес гастролей – восхитительная комедия по пьесе Булгакова «Зойкина квартира».

IMG_1566

Легендарный автор «Мастера и Маргариты» и тут живописал быт еще одной «нехорошей квартиры» – но на этот раз без мистики, зато с цирком. Так в игровой манере циркового представления представил «ателье», или публичный дом «под прикрытием», режиссер Петр Шерешевский. Его хозяйка Зоя Денисовна в блестящем исполнении Илоны Литвиненко – особа предприимчивая и властная, то есть «укротительница». Ее подопечные девицы и прислуга – гимнасты, эквилибристы, жонглеры, фокусники, канатоходцы. И, кстати, актеры и впрямь демонстрируют цирковые чудеса, поражая не только комическим талантом, но и умениями цирковых артистов.

IMG_1480

И все же главная звезда спектакля – кузен Зои, Аметистов, обаятельный прохвост в духе Остапа Бендера, фокусник-обманщик в великолепном исполнении все того же Андрея Ковзеля. Все-таки личная харизма актера, его личность, умение легко и непринужденно импровизировать, быть ярким и разноплановым играют важную роль (если не главную) в успехе постановки. Новокузнецкому театру повезло с Андреем, да и наша публика его сразу выделила и полюбила.

На сцене царили бурлеск, варьете и подлинное актерское озорство, к которому с восторгом подключались и зрители. «Зойкину квартиру», пожалуй, можно назвать самой большой удачей проекта «Театральные просторы».

IMG_1499

Мнением о проекте поделилась и одна из зрительниц, Елена Евгеньевна Воропанова, внештатный работник театра: «Я посмотрела спектакли всех трех театров, все очень понравились, актерская игра великолепна. Счастлива, что в Кургане прошли такие гастроли. Надеюсь, что их продолжение будет и в следующем году.

Зрителям очень интересны новые театры, актеры, да и артистам нужно менять публику, обмениваться новыми эмоциями. Отрадно, что театр работает и в июне, и сюда можно привести своих гостей из другого города. Кстати, эти спектакли посетило много иногородних зрителей – из Москвы, из Сургута, из Новосибирска… Огромное спасибо организаторам, что придумали такой проект!».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *