Десять лет без права перекраски

курган новости

Реклама уже много лет уродует Курган. Продолжится ли это впредь?

Администрация муниципалитета впервые приняла постановление «Об определении типов и видов рекламных конструкций, допустимых к установке на территории города Кургана и утверждении требований к таким рекламным конструкциям».

Возможно, кто-то посчитает, что к теме визуального мусора, почти скрывшего от нас реальный облик Кургана, мы возвращаемся слишком часто. Давайте посмотрим. Действительно, в прошлом году об этих числах я сделал небольшой материал под заголовком «Это город или билборд?». Затем в мае наш главред Жанна Чумакова опубликовала статью на эту же тему «Неужели это придумали мы сами?» и, наконец, в этой же рубрике, «Дежурный по городу», я поделился своими мыслями о том, что как было бы хорошо, если бы и в Кургане действовали такие же правила размещения вывесок, как и в городе Саратове, приведя несколько выдержек из этого официального документа.

Речь шла о том, что улицы согласно саратовскому документу подразделяются на две категории. Первая — исторические улицы, застройка которой состоит преимущественно из зданий, построенных до 1956 года, и требующая особо бережного подхода. В Кургане это, например, улицы Климова/Береговая, Куйбышева/Троицкая, Советская/Дворянская. Вторая категория — улицы с преобладанием современной застройки, для которых применимы более гибкие правила по отношению к оформлению фасадов. Определяются они очень просто: если сумма длин фасадов зданий, построенных до 1956 года более 50% — то улица относится к исторической, иначе — к типовой.

курган новости

Улица Ленина в Кургане.

Ограничения очень жёсткие. На обеих категориях улиц запрещены все виды и все варианты баннеров на фасадах, конструкции на крышах (ау, зелёные человечки одной из компьютерных фирм!). Не разрешается использовать информационные флаги и пристройки. Нельзя устанавливать штендеры и крупногабаритные панель-кронштейны. Не допускается размещение последнего писка курганской рекламной моды — световых бегущих строк.

Отдельные нормы есть для исторических улиц. Так, дизайнерам пришлось почти отказаться от вывесок с подложкой — они разрешены только для подвальных этажей. Кстати, на типовых улицах их также нельзя размещать где попало — а только на фасадах специализированных торговых центров. А вот вывески магазинов, выполненные в виде отдельных букв — разрешены.

На исторических улицах полностью запрещены лайтбоксы — то есть рекламные конструкции с внутренней подсветкой. Нельзя использовать на информационных табличках и указателях объёмные и сквозные надписи. А если вы хотите что-то прорекламировать на витрине, то также придётся отказаться от яркой, привлекающей внимание подложки, как и в случае с вывесками — только отдельные буквы.

Есть нормы, правда, носящие рекомендательный характер, которые касаются и содержания. Например, не приветствуется хаотичное размещение информации без учёта расположения центральных осей вывески либо зелёной зоны. В любом случае запрещается несоблюдение заданных максимальных параметров, а также размещение информации более чем в два уровня. Есть требования и к  к типографике надписей, то есть, к шрифтам. Они, правда, также носят рекомендательный характер, но тем не менее. В Саратове считают неправильным использование на фасадах так называемых акцидентных шрифтов — хотя считается, что они сильнее привлекают внимание. Это, например, рукописный, славянский или готический шрифты, или буквы, стилизованные под иероглифы. Не рекомендуется использовать курсив, а если текст набран прописными буквами, то предлагается использовать Р А З Р Я Д К У.

 

курган новости

Разумеется, есть рекомендации по цвету и материалу вывесок для каждого их типа. Есть и иллюстрированное приложение изучив которое становится ясно: даже в рамках таких, казалось бы, драконовских требований, можно создать классные, крутые, креативные, какое слово ещё подобрать, элементы оформления.

«Эх, когда же такое появится в Кургане?», — думал я, когда работал над этим материалом. Между тем, как оказалось, в администрации областного центра шла непубличная, но очень большая работа, результатом которой и стало вышеупомянутое постановление. Сразу скажу, что кое-кому оно не понравилось, но об этом несколько позднее.

Дело в том, что я решил выяснить, а что же об этом рассказывал главный дежурный по городу последние четверть века, то есть «КиК»? Удивительно, но серьёзный, развёрнутый материал, посвящённый этой проблеме до этого появился на наших страницах всего один раз за десятилетие, 19 декабря 2007 года. Этот вопрос обсуждался в городской Общественной палате. Возглавлявший тогда, как и сейчас, административно-техническую инспекцию Михаил Дубанич рассказывал о том, что упорядочивать наружную рекламу муниципальные власти начали в 1999 году.

За это время количество отдельно стоящих конструкций для наружной рекламы увеличилось с 35 до 330.

Велась борьба с незаконной рекламой: за 11 месяцев 2007 года специалисты АТИ совместно с ГИБДД демонтировали 374 объекта и составили 36 административных протоколов. С современными данными мы сравним потом, но общий вывод можно сделать такой: за следующее десятилетие ситуация не изменилась, а в чём-то, пожалуй, ухудшилась.

За примерами, того, что ситуация только ухудшилась, далеко ходить не надо. Просто выглянув из окна нашего кабинета на углу дома напротив, что по ул. Гоголя, 34, я насчитал 14 рекламных сущностей: баннеров, вывесок, облицовки фасадов, панель-кронштейнов и т.п. Это на пролёте где-то 20 метров и по углу зрения около 20 градусов.

А теперь обратимся к содержанию рекламы. То ли десть лет назад нравы были крепче, то ли законодательство жёстче, но действительно, не припомню баннеров с открытой рекламой секс-услуг, вроде того, что сейчас стоит на углу улиц Куйбышева и Пичугина, или модное сейчас скрытое использование обсценной лексики, то бишь мата.

Хотя может быть, это аберрация памяти, мол «нонче вон оно чо пошло!». Есть и объективные возможности сравнить «тогда» и «сейчас». Вот не так давно в поисковой системе Google обновился сервис Street View, и там появились изображения 2017 года. В отечественном поисковике «Яндекс» остались старые фотографии 2010-2011 годов. Желающие могут сравнить. По крайней мере в центре Кургана само «тело» города: улицы, скверы, фасады зданий (не забудем про капремонт), заметно благоустроилось. Но возникает ощущение, что обладатель этого «тела» полюбил посещать тату-салоны, нанося на себя изображения, порождённые чьей-то больной фантазией.

курган новости

Кстати, сейчас штрафовать за незаконную рекламу администрация сама не может — материалы отдел размещения рекламы МКУ «Городская инспекция по земельным отношениям» отправляет в полицию, а затем административные дела рассматривает суд. Штраф там очень серьёзные — для юрлиц от 500 тыс. до 1 млн. рублей. Так вот, даже с учётом отсутствия прямых полномочий для наказания нерадивых рекламщиков, таких материалов за 2017 год в органы внутренних дел было направлено 32, некоторые из них уже рассмотрены.

И, как говорится, «вишенка на торте». Если вернуться к содержанию рекламы, то десять лет назад, обсуждалась, в том числе и её грамотность. Так вот, в старой статье приводился пример магазина «Эллегия». Вы удивитесь, но эта вывеска существует до сих пор. Всё также с двумя «л».

курган новости

Между тем, постановление-то принято, но как на него отреагировали те, кто на всём вышеперечисленном построил свой бизнес? Это решили выяснить в администрации города, пригласив недавно предпринимателей от рекламы. Здесь надо сделать одну ремарку: пока подробно анализировать документ мы не будем (кстати, к сожалению, в отличие от Саратова, у нас не подготовили специального буклета, где все ограничения и запреты подробно проиллюстрированы).

Однако необходимо упомянуть одно из главных новшеств: то, что под защиту берётся исторический центр города. Запрещается размещение щитов 6 х 3м (билбордов) на улице Советской — от ул. Красина до ул. Савельева; на ул. Куйбышева – от ул. Красина до ул. Савельева;на ул. Климова – от ул. Красина до ул. Ленина; на ул. Гоголя – от ул. Красина до ул. Ленина; на ул. Ленина — от ул. Климова до ул. Гоголя; на Троицкой площади; на площади Собанина и площади Слосмана; на территории Городского сада и на территории остальных городских парков и скверов.

Другими словами, когда, например, истечёт срок предыдущего разрешения, билборды у нашей редакции их владельцам придётся убрать.

Что касается встречи, в ходе совещания директор департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Елена Иванова отметила, что вопрос типологии той части рекламы, которая сейчас интересует нас больше всего, а именно вывесок их размещения законодательно фактически не урегулирован, и каждый муниципалитет в России здесь идёт своим путём. При этом при подготовке нашего постановления учитывался опыт других городов, рекомендации Минстроя РФ (которые, к слову, легли в основу тех же саратовских правил), к его разработке привлекались сами предприниматели, наконец, оно прошло оценку регулирующего воздействия на бизнес.

курган новости

Однако, сам бизнес смотрит на ситуацию по-другому. Как заявил представитель одного из известных рекламных агентств «в городе столько проблем, а мы считаем, что если зелёненькое с красненьким совместили, а красненькое с жёлтеньким, то всё станет хорошо». Это, наверное, было сказано к тому, что разработчики документа хотели бы устранить цветовую какофонию входных групп на первых этажах. «Вы своими руками отпугиваете людей от этого бизнеса», — заключил предприниматель. Когда я это услышал, сразу вспомнил примеры саратовских вывесок — стильных и одновременно заметных. А когда смотрю на курганские, сразу вспоминается анекдот: «люди у вас красивые, а вот всё что вы делаете руками…».

Я, в свою очередь, считаю, что бизнес у нас не из пугливых. Удастся ли что-то изменить с помощью административных мер — покажет время. Для меня лично сегодняшняя ситуация остаётся загадкой. За десять лет интернет испытал взрывной рост, гаджеты есть почти у каждого, так почему не сконцентрировать усилия на продвижении товаров и услуг во всемирной паутине, в соцсетях, а не на городских улицах? Правда, там можно отключить баннеры. Но при современном развитии технологий не удивлюсь, если лет через пяток появится гаджет типа очков, в котором такая функция — отключение уличной рекламы — будет предусмотрена. Да и сейчас сделать такой девайс — пара пустяков. Дарю стартаперам идею.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus
  1. Елена

    Вот прямо сейчас на Доме народного творчества, что на КСМ, висит объявление: «Вытирайте пожалуйста ноги!». Без запятых. Зачем?! А зато на вывеске пафосно — Департамент социальной политики — Отдел культуры! Культура, блин…

  2. Милена

    вы обратите внимание на рекламу на автобусах,то похоронные услуги,то физикотерапевтические.Едет автобус и окна залеплены,улицы не видать. Даже на аншлагах ,где номер автобуса и то реклама.Ау !!!!!!!!!!!!!!!!!!административно техническая инспекция ,ты Где?????????????

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *