Комсомольская путёвка, ставшая судьбой

Новости Курган

Герой Социалистического Труда Николай Атаманюк, посвятивший жизнь Курганскому машзаводу, приехал в наш город по комсомольскому призыву

Что такое счастье? Многие философы ломают над этим вечным вопросом голову, а Николай Атаманюк, приехавший 60 лет назад восемнадцатилетним пареньком из украинского города Харькова в далекий, на тот момент ему совершенно неизвестный Курган по комсомольской путевке и ставший Героем Социалистического Труда, пожалуй, всегда точно знал ответ. Счастье — это прожить жизнь с любимым человеком, посвятить эту жизнь труду на благо людей, работать на совесть и никогда не сидеть без дела.

«Куда ты поедешь? В Кургане — медведи!»

«Мы встретились в Кургане, при этом я родом из Псковской области, Николай — из Харькова, — рассказывает Алевтина Георгиевна, жена Николая Тодеровича Атаманюка. — Это был 1958 год, тогда многие ребята и девушки стремились на целину — естественный порыв для комсомольцев того времени. Помню, сидим с подружками, только-только окончили школу, и мечтаем о том, как поедем в дальние края, будем строить новые города. И тут нас осенило: сейчас как раз идет комсомольский призыв на строительство железной дороги в Кургане! Кстати, все было не так уж и просто. Чтобы отправиться на комсомольскую стройку, юному энтузиасту надо было пройти собеседование в своей комсомольской организации, потом — в городском и областном комитетах комсомола. Только тогда можно было получить вожделенную путевку.

Родители были не слишком-то довольны моим решением: «Куда ты поедешь, это же, наверное, глухая деревня, там медведи и волки ходят по улицам!» О Кургане мы тогда ничего не знали, только в школе нам рассказывали о зауральском хлеборобе Терентии Мальцеве. Но разве удержишь молодых дома! И вот 19 августа 1958 года я вышла из поезда на курганском вокзале. Как позже выяснилось, предназначенный мне судьбой суженый прибыл в Курган 23 августа. Но тогда я еще ничего не знала о будущем и только с изумлением оглядывалась вокруг. Курган тогда и правда походил скорее на деревню, чем на областной центр. Деревянные улицы, частные домишки, грязь, запустение. От улицы Коли Мяготина до улицы Зорге тротуаров вообще не было. Непривычно нам, девочкам из-под Ленинграда, было оказаться в таких условиях. Мы привыкли к широким улицам, высоким домам. А тут — маленький вагончик на окраине Кургана под названием Малиновка (сейчас это 1-й микрорайон Заозерного), спартанские условия, суровый быт».

Их соединили танцы и пожар

Как-то Алевтина и ее подружки пришли во Дворец культуры строителей, где собиралась в те годы вся курганская молодежь — потанцевать, людей посмотреть и себя показать. Девушки по привычке взяли с собой изящные туфельки, надели нарядные платьица с коротким рукавом — и весь вечер простояли в углу как белые вороны. Курганские-то красавицы тогда на танцы являлись в сапогах и валенках, в кофтах с длинным рукавом соответственно зауральской погоде. Приезжих модниц никто не понял.

Тем не менее именно танцы соединили недавно окончившую школу юную Алю из Псковской области и украинского столяра-краснодеревщика Колю Атаманюка. Подруги-комсомолки пришли в клуб строительно‑монтажного поезда № 287 (сейчас на этом месте находится торговый центр «Парус»). Там и встретились Алевтина и Николай. «Мне кажется, я сразу влюбилась — Николай был до невозможности красивый! — улыбается Алевтина Георгиевна. — Мы потанцевали, но общение тогда не продолжилось. Погоревала, но в восемнадцать лет долго не грустят. А вскоре в нашем вагончике случился пожар, и заселили нас с девчонками в общежитие, в котором проживал Коля. Там мы и встретились снова, на этот раз в буфете — и больше уже не расставались. Судьба!»

Комсомолец на все руки

Николай Атаманюк родился 15 апреля 1940 года в селе Лукиевка Днепропетровской области в крестьянской семье. Началась Великая Отечественная война. Колин отец ушел добровольцем на фронт. Ребенком Николаю привелось пережить ужасы оккупации, голод. После войны Николай окончил семилетнюю школу, а потом — Харьковское профтех-училище, где освоил ремесло столяра-краснодеревщика. Николай с детства помогал отцу столярничать, еще до училища сам делал оконные рамы, табуреты. Ремесло плотника тоже отлично знал. Работал на мебельной фабрике в городе Купянске Харьковской области, но позвала молодого парня в дальний путь комсомольская романтика. Прибыл Николай Атаманюк в Курган строить железнодорожную линию Курган — Пески — Целинное. Ребят с Украины, уже владевших рабочими специальностями, поселили в общежитии на углу улиц Красина и Коли Мяготина.

Николай вместе с бригадой плотников строил по будням новый вокзал, а на субботниках и воскресниках комсомольцы возводили здание Дома культуры железнодорожников. Реконструировали паровозное депо, приспосабливая его под электровозы, строили вокзалы на станциях Катайск, Половинное, Кайранкуль. Официально Николай числился столяром, но приходилось быть и плотником, и бетонщиком, и маляром. К постройке всех домов, что и сейчас стоят на привокзальной площади Кургана, приложил руку Николай Атаманюк, не умевший сидеть без дела и бравшийся за любую работу. Вот такой суженый достался Алевтине, ей под стать — ведь эта совсем еще юная девушка тоже не мыслила своей жизни без труда на радость людям.

«Когда по железнодорожной ветке, которую мы построили, поехал первый поезд, мы, девчонки, не могли спокойно стоять на месте — хлопали в ладоши, махали платками, — вспоминает Алевтина Георгиевна. — Рядом с нами стоял Вениамин Слосман, начальник отделения Южно-Уральской железной дороги, — вот он-то понимал наши эмоции, а пассажиры поезда были поражены. Мы же тогда были до такой степени счастливы, что построили своими руками для людей железную дорогу. Это ни с чем не сравнимое счастье!»

Начинаются заводские будни

«В ноябре 1958 года мы с Николаем познакомились в клубе, а 30 января уже справляли скромную комсомольскую свадьбу, — рассказывает Алевтина Георгиевна. — Нам, молодой семье, быстро дали отдельную комнату. Но тут Колю призвали в армию. Николай всегда казался старше своих лет — сильный, здоровый, высокий. Я только в ЗАГСе узнала, что ему всего лишь восемнадцать. И вот, когда нашему первенцу Валере было две недели, Колю призвали на армейскую службу. Тогда я уехала к его маме на Украину. Это была удивительная женщина, простая крестьянка, добрая и мудрая. А какие у Николая были чудесные сестры! Приняли они меня с малышом с искренней радостью, и я прожила у них всю зиму. А Коля тем временем служил на Дальнем Востоке, на Русском острове, в Военно-Морском флоте.

Затем произошло масштабное сокращение армии Советского Союза. Валере тогда было полгода, в садик его не брали, работать мне, уже вернувшейся с Украины в Курган, было негде. Обратилась в областной военкомат, чтобы Николая демобилизовали досрочно. Полковник Тимофей Садов сделал все, чтобы мне помочь. Тимофей Никифорович не только направил письмо в часть, где служил Николай, но и помог устроить в детский садик малыша Валеру. «В августе, в крайнем случае в сентябре, ваш муж будет демобилизован!» — пообещал мне полковник. Я не поверила. Но в конце августа раздается стук в дверь — и заходит мой дорогой и любимый Коля! Он действительно был демобилизован в первую очередь. Но отдыхать после армейских будней не стал — сразу вышел на работу. Проработал в своем любимом строительно‑монтажном поезде № 287 два года и пошел на Курганский машиностроительный завод. Это было очень серьезное предприятие, настоящая махина, кузница кадров! Николай устроился сначала в деревообрабатывающий цех, ведь он умел делать с деревом абсолютно всё. Поработав там, захотел выучиться на сварщика и поступил в училище на вечерние курсы. Одновременно Николай прошел учебу в трехгодичной школе мастеров, которая приравнивалась к техникуму.

В 1971 году Николай Атаманюк возглавил бригаду электросварщиков. Удивительная это была бригада, они участвовали в огромном количестве соревнований и практически всюду занимали первые места. Николай Тодерович был деятельным человеком, поистине влюбленным в свою работу, и товарищи по бригаде от него не отставали — пять человек обеспечивали деталями весь завод».

Атаманюк — это знак качества

В 1970‑е годы на весь Советский Союз был озвучен призыв «Пятилетке качества — рабочую гарантию!» Это был почин рабочих московских предприятий, на который горячо откликнулась вся страна. В рамках этого призыва Николай Атаманюк вступил в соревнование с электросварщиками других предприятий — «Курганармхиммаша», «Корвета» — и неизменно занимал по области первое место.

За высокие показатели в работе, умелое руководство бригадой и активное участие в общественной жизни в 1971 году Николай Атаманюк был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1974 году Николай Тодерович был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот». «Звание Героя дали не просто так — Николай всегда работал на совесть, — говорит Алевтина Георгиевна. — Сколько раз за ним приезжали ночью с завода — и он безропотно собирался и ехал устранять неполадки. Николай любил повторять: «Чем больше отдаешь себя людям, тем будешь счастливее». Кстати, Николай Тодерович имел свое собственное клеймо, и его изделия уже не проходили проверку отдела технического контроля. Все котлы, сваренные руками Атаманюка, шли прямым ходом на военные машины — его имя было гарантией качества».

Бригада Николая Атаманюка первой на Курганском машиностроительном заводе добилась того, чтобы узлу, который она выпускала, был присвоен заводской знак качества. Рабочие взяли обязательство достичь этого в 1976 году — и действительно, узел был аттестован на знак качества 30 июля 1976 года. Бригаду с Новым годом традиционно поздравляли в июне, когда ребята ударно заканчивали годовой план. Все было как полагается — в цеху ставили наряженную елку, директор завода лично приходил, чтобы поблагодарить рабочих за труд. В те годы Курганский машиностроительный завод 38 раз подряд завоевывал призовые места в соцсоревновании Министерства обороны СССР — и в этом немалая заслуга Николая Атаманюка и его товарищей.

«Коля, как тебя хватает на всех?»

«Когда Николай получил звание Героя Социалистического Труда, я стала реже видеть мужа, — грустно улыбается Алевтина Георгиевна. — Он вел очень бурную общественную жизнь. Четырнадцать лет подряд избирался членом Курганского обкома партии, возглавлял совет наставников, руководил избирательной комиссией Первомайского района города Кургана. Очень любил общаться со школьниками, поддерживал тесную связь с учащимися и педагогами гимназии № 19. В 2011 году Николаю Тодеровичу было присвоено звание «Почетный гражданин Курганской области». Его имя — имя заслуженного машиностроителя и рационализатора — занесено на страницы Книги трудовой славы Курганской области».

Алевтина Георгиевна понимала своего мужа и разделяла его страстную тягу к работе. В 1965 году она тоже пришла на Курганский машиностроительный завод, в отдел снабжения, которому посвятила 38 лет своей жизни. Сначала трудилась техником, потом стала инженером-экономистом, а затем — начальником планового бюро отдела снабжения. «Я и сама страшно любила свою работу, и когда пришлось выйти на пенсию, очень горевала», — признается Алевтина Георгиевна. Все-таки они с мужем удивительно подходят друг другу: оба — бескорыстные и самозабвенные труженики.

На Курганском машиностроительном заводе Николай Атаманюк проработал 43 года, последние девять лет — командиром отделения военизированной охраны. А когда вышел на пенсию — посвятил себя семье. У Николая Тодеровича и Алевтины Георгиевны двое сыновей, Валерий и Александр. Оба в свое время освоили ремесло сварщика. Валерий служил в военном представительстве на родном для всей семьи Курганском машиностроительном заводе, сейчас — военный пенсионер, но с заводом не расстается. Александр — менеджер в торговой компании.

«Николай всегда старался помогать детям и внукам, вникал во все их проблемы, радости и огорчения, а правнуков любил до безумия, — вспоминает Алевтина Георгиевна. — Но мой муж никогда не мог ограничить свои интересы только личной жизнью. На пенсии Николай Тодерович двадцать лет был членом президиума совета ветеранов Курганского машиностроительного завода. В должности заместителя председателя областного совета ветеранов занимался проблемами и ветеранов труда, и фронтовиков, и ребятишек — организовывал для подрастающего поколения встречи с передовыми тружениками, экскурсии, чтобы дети могли пройти по цехам и своими глазами увидеть, как работает завод. Я постоянно спрашивала его: «Коля, да как же тебя хватает на всех?!», а он только улыбался в ответ. Плачу, когда рассказываю о нем, и всегда буду плакать — почти два года назад, 20 ноября 2016 года, Николая не стало. Его шестилетний правнук, Коля Атаманюк, никак не мог поверить, что дедушки больше нет…

Мы прожили счастливую жизнь — 58 лет вместе. Жили скромно, огромных заработков не было. Зато были людское уважение, верные друзья, труд как смысл жизни».

Семья Николая Тодеровича хотела сделать на доме, где жил Герой Социалистического Труда, памятную табличку, причем за свой счет — им нужно было только разрешение. Совет ветеранов Курганского машиностроительного завода обратился с этой просьбой в городскую Думу, но ответа пока не получил. Будем надеяться, что в итоге мемориальная доска по праву украсит стену дома, откуда в последний путь проводили Николая Атаманюка, комсомольца пятидесятых годов, приехавшего в наш город восемнадцатилетним мальчишкой и отдавшего всю свою жизнь Кургану.

Фото с сайта kstnews.kz

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *