Путь, пройденный вместе с Россией

Новости Курган

Александр Филимонов помнит коллективизацию, Великую Отечественную войну и битву за целину

Вместе с родителями на заре советской власти он ехал на подводе из маленькой зауральской деревни в Нижний Тагил — поднимать завод «Вагонстрой». В 19 лет оказался на фронте под пылающим Минском, встретил победу за Берлином, на реке Эльба. А когда в Советском Союзе началось освоение целины, в составе молодежной бригады механизаторов засеял пшеницей 1200 гектаров земли. В 92 года наш земляк Александр Филимонов решил написать книгу о своей жизни. «Наша цель — сохранить нашу историю», — считает Александр Архипович.

На повозке в поисках лучшей доли

Предки Александра Филимонова родом из Пермской губернии. Когда в 1861 году в России отменили крепостное право, многие пермские крестьяне отправились на восток, на поиски лучшей доли и плодородных земель. Повозка, на которой пустилась в дальний путь семья переселенца Филимонова, прадеда нашего героя, остановилась у большого озера, рядом с селом Косулино (сейчас это территория Куртамышского района). Там и построили пермяки деревню Кузьминовка, в которой в 1925 году появился на свет Александр Филимонов.

В те годы в стране шла коллективизация, строились заводы и фабрики. Родители Александра, как и многие другие крестьянские семьи, решили завербоваться на строительство завода «Вагон-строй» в городе Нижний Тагил Свердловской области. Одно из первых воспоминаний Александра Архиповича — медленно ступающая лошадь тянет по лесной дороге повозку, на которой под пологом разместились ребятишки и нехитрый крестьянский скарб.

Но в Нижнем Тагиле Филимоновым оказалось негде жить — квартирой семью не обеспечили, а зимовать в бараке с маленькими детьми было слишком холодно. «Родители уволились со строительства, сели в поезд и снова вернулись в свои родные края. Тогда активно создавались колхозы и совхозы, и в деревне Парамоново Альменевского района была организована центральная усадьба большого совхоза, куда отец и устроился на работу».

«Поскольку нам, детям, надо было учиться, а школы в Парамоново не имелось, мы переехали в Усть-Уйский район, в село Половинное, — рассказывает Александр Архипович. — Вместе со мной в школе училась Катя Горбунова, с которой мы подружились.

И вот началась война. В 1942 году наших отцов забрали в армию. После седьмого класса я не стал учиться дальше, пошел работать в МТС учеником токаря — отец в армии, а у матери, кроме меня, еще пятеро детей. Время было тяжелое. Помню, как мать ходила в соседнюю деревню добывать соль, которой тогда в магазинах было не найти. Из большого соленого озера мать набирала воды в корыто и разводила под ним костер — вода испарялась, а соль оставалась. В поле собирали лебеду и добавляли в квашню для выпечки хлеба».

«Ночевать будете под ёлками»

— В январе 1943 года мы собирались отметить день рождения Кати Горбуновой. Но не получилось отпраздновать — меня призвали в армию, а было мне тогда семнадцать с половиной лет. Катя обещала меня дождаться, и отправился я в военное пехотное училище в Тюмень. А через восемь месяцев наш батальон уже был в Подмосковье, в семи километрах от города Киржач.

Привел нас офицер в сосновый бор: «Располагайтесь! Ночевать пока что будете под ёлками». Утром привезли нам инструмент — пилы, топоры, лопаты, и мы принялись за работу. Рубили елки, таскали на себе огромные стволы. Строили землянки, каждая — на сто человек. В землянках на нары стелили еловые ветки, сверху — плащ-палатки, а укрывались шинельками. В нашей 14-й воздушно-десантной бригаде было пять батальонов. Тренировались на аэродроме, прыгали с парашютами — один на спине, другой на груди — с американских самолетов «Дуглас», очень удобных для учебных прыжков».

По широкому шоссе — на Берлин

«В апреле 1944 года нас направили на фронт — освобождать Белоруссию от фашистов. Помню, Минск весь горел, всё вокруг пылало, — рассказывает Александр Филимонов. — А потом освобождали Латвию, Литву, форсировали реку Висла в Польше. Освободили Польшу — стали завоевывать Пруссию. Меня в составе группы разведчиков отправили в город Вилленберг. Когда возвращались в свою часть, попали под минометный огонь, один был убит, остальные ранены осколками мин. В полевом госпитале я пробыл около месяца, а потом дошел с советскими войсками до Балтийского моря, до порта Кельн. После завоевания Пруссии все советские войска, дойдя до берега Балтики, повернули на Берлин. Помню, как шли мы по широкому шоссе от города Штеттин на немецкую столицу, обходили реку Одер, которая по весне разлилась чуть ли не на семь километров.

В это время США и Англия увидели, что Берлин на днях будет взят, и послали своих представителей на встречу с маршалом Жуковым на реке Эльба. Мне посчастливилось попасть во взвод, охранявший нашего маршала.

Никогда не забуду день окончания войны! Всенародную радость нельзя было описать — солдаты обнимались, стреляли в воздух, пели и плясали. Молодые солдаты кричали: «Друзья, я поеду к маме, домой!» Но мне пришлось служить весь 1945 год. Отдыхать пока что было некогда».

Дети на камышовой подстилке

В 1946 году Александр Филимонов вернулся из армии. «По приезде домой демобилизованный человек женится, — улыбается Александр Архипович. — Катюша сдержала обещание и меня дождалась. Мы поженились. В 1947 году у нас родился сын. Пошел я работать агентом в налоговую службу района — не знал тогда, что за работа меня ожидала.

Пришлось мне ходить пешком по деревням и требовать уплатить налоги. Пришел к одной хозяйке, а она повела меня на берег озера. На берегу — баня, в бане на полке два ребенка лежат на камышовой подстилке, камышовым одеяльцем укрыты. Оказалось, ушла женщина доить колхозных коров, оставила ребятишек в избе одних, уголек выскочил из печки, и превратилась их избенка в кучу золы. Еле успела несчастная вытащить из огня детей. «Мне рассчитываться с государством нечем», — говорит крестьянка. И подобные истории были в каждой деревне.

Проработал я так месяц и понял, что больше не могу. Рассказал обо всем начальнику. Я, говорю, пришел живым из армии, а у этих женщин погибли мужья. Как я могу ходить по дворам и требовать с них налоги? Положил документы на стол и ушел. Начальник на меня подал в суд. Ездил я в Челябинск искать работу, возвращаюсь, а на столе повестка. Приехал судья в сельсовет, выслушал мои доводы и назначил наказание — два месяца отчислять от своей зарплаты 25 % в пользу государства. «Меньше дать тебе не имею права, — сказал судья, — а то бы ничего не присудил».

От шофера до директора ресторана

Отработав два месяца, назначенные судьей, Александр Филимонов окончил в Куртамыше четырехмесячные курсы шоферов и устроился на автобазу в Половинном. Нелегки были шоферские будни в те годы, часто рабочий день длился с четырех утра до полуночи.

В 1952 году Филимоновы уехали в поселок Мир Альменевского района, в Катайский совхоз. Александр по-прежнему работал шофером, Екатерина — бухгалтером. Через год директор совхоза поручил Александру Архиповичу управлять фермой, на которой выращивали коней орловской породы для ипподромов. А потом, когда в стране начали поднимать целину, Катайскому совхозу дали задание — освоить 1000 гектаров целинной земли. Александр Филимонов создал из молодых ребят бригаду механизаторов, и с заданием совхоз справился — 1200 гектаров засеяли отборной пшеницей.

Вскоре инициативного и ответственного Александра избрали председателем центрального сельского потребительского общества в Альменево. Через полтора года отправили на учебу в Тюмень, в торговый техникум. А затем Александр Филимонов — теперь уже дипломированный специалист — стал представителем райпотребсоюза в Глядянском районе. «В 1963 году малые районы ликвидировали — присоединили их к более крупным, — объясняет Александр Архипович. — Я получил должность директора Лебяжьевского районного потребсоюза, к которому стали относиться весь Мокроусовский район, половина Лопатинского района, а также межрайонная база. Так у меня в подчинении оказались тысяча с лишним человек».

В 1970 году семья Филимоновых, в которой к тому времени уже подросли трое детей, переехала в Курган. Глава семейства стал директором базы «Плодоовощторга», а затем — директором ресторана «Урал».

«Потом в один прекрасный день я стал директором ресторана железной дороги, — подытоживает свой рассказ Александр Архипович. — В 85 лет я ушел на пенсию, а в 92 года решил написать книгу».

Не так и велика книга Александра Филимонова — 200 страничек. Но когда закрываешь последнюю из них — кажется, будто совершил головокружительное путешествие на машине времени. И становится ближе и понятнее путь, пройденный всей нашей страной в двадцатом веке.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *