Scania G410 — экономична, безопасна, экологична
Тяжёлые грузовики мы обычно называем «королями трасс». Это непростая, но романтическая профессия дальнобойщиков, это многотысячекилометровые поездки из одного конца нашей необъятной страны в другой. Бывает, и всего материка, от Атлантического океана до Тихого. Это, конечно, главное предназначение таких машин, но отнюдь не основное, поскольку грузовики фирмы Scania за счёт экономичности, надёжности, манёвренности, оптимизации эксплуатационных характеристик могут работать в самых сложных условиях.
Например, это городской цикл, в чём курганцы могут убедиться наглядно. Видимо, недаром именно Scania составляет значительную долю в парке зауральского регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Шведская машина, разумеется, не дешёвая. Но даже работая в таком режиме, когда приходится крутиться в узких дворах, а потом ехать через весь город, где движение из-за многочисленных ремонтов весьма затруднено, она, судя по всему, себя оправдывает.
Другая сфера применения — перевозки в интересах аграрного сектора. Здесь на первый план помимо всё той же экономичности выступает надёжность и возможности ходовой части. Не для кого ни секрет, что автомагистрали у нас в стране, особенно на её европейской территории, приблизились к западным стандартам. Про сельские дороги пока так говорить рано. Но Scania может эффективно работать и там. Неслучайно мы вновь встретились с директором компании ООО «КурганСкан» Михаилом Нохриным на крупнейшей в УрФО специализированной сельскохозяйственной выставке «День уральского поля — 2021», которая на днях прошла в селе Садовом Кетовского района.
Здесь «КурганСкан» представляет два автомобиля. Они оба относятся к Next Generation — новому поколению грузовиков Scania, представленному в 2016 году. Это дизельная Scania G440 с прицепом-зерновозом и газомоторный седельный тягач с колёсной формулой 4х2 Scania G410, который компания предоставляет клиентам для тест-драйва. Доступны, кстати, и CNG-машины с колёсными формулами 6х2 и 6х4. Именно на них Михаил Нохрин акцентирует особое внимание и подчёркивает основные плюсы — экономичность, безопасность, экологичность.
Разберёмся и в этих плюсах, и в самом автомобиле. С экономичностью вроде бы всё понятно. 1 кубометр газа соответствует примерно 0,9 литров дизельного топлива. Тут недавно в Курганской области, да и в ряде других регионов цены на АГЗС подскочили. Тем не менее, в среднем стоимость газа всегда остаётся в 2-2,5 раза ниже, чем ДТ. Шестицилиндровый 13-литровый двигатель Scania G410 мощностью 410 л/с потребляет при экономном расходе топлива примерно 38-42 кубометров на сотню*. У дизельных – 30-36 литров солярки. Цифры, как мы видим, «плавают», поскольку расход зависит в первую очередь от навыков и мастерства водителя. Кстати, напомним, что шведская компания предоставляет такой продукт, как программа обучения водителей, для того, чтобы повысить их мастерство. В том числе, и за этот счёт клиент может снизить у своих автомобилей расход топлива. Так вот, несложно подсчитать экономию. Да, газомоторный автомобиль стоит примерно на 2 миллиона рублей или на 15-20 %, в зависимости от комплектации, дороже своих дизельных собратьев. Но, исходя из названных цифр, он «отобъётся» при пробеге примерно в 250-450 тысяч километров и дальше начнёт приносить своему владельцу только доход. Другими словами, для каждого автомобиля при таком пробеге экономия будет составлять около 2 млн рублей. При этом производитель заявляет ресурс двигателя в от 1,5 миллионов километров пробега. Это также зависит от человека, находящегося за рулём. В одной компании неквалифицированный шофёр не проедет до капремонта мотора и полутора миллионов километров, а в другой водитель-ас — спокойно преодолеет и 2 миллиона.
Чтобы закончить речь об экономии именно за счёт газа, отметим ещё такой факт. Что греха таить — по-прежнему кто-то, кое-где у нас порой честно жить не хочет и, несмотря на самые жёсткие методы контроля, всё-таки сливает солярку из топливных баков. Или ещё проще — продаёт дизтопливо прямо на заправке в другой автомобиль который по договорённости уже подъехал на ту же колонку. С газом, понятное дело, такое провернуть невозможно. Пусть это явление сейчас и не столь масштабно, как в советское время, но, как говорится, копейка рубль бережёт.
Теперь о безопасности.
Опять же, многие думают, что газ в силу своих физических и химических свойств гораздо опаснее при эксплуатации, чем дизельное топливо, даже чем бензин. Отчасти это так — если газовое оборудование собрано в кустарных условиях, что называется «на коленке». Однако в случае газомоторной Scania G410 это, разумеется, неправда. Газовое оборудование не просто заводской сборки — вся система CNG сконструирована специально для этого автомобиля. Соответствующие изменения внесены в двигатель (который, тем не менее, унифицирован с дизелем на 70%), где установлены, естественно, свечи зажигания, в систему рециркуляции выхлопных газов. Она в случае газомоторной машины, где выхлоп сам по себе почти экологически чистый, применяется для понижения температуры в камере сгорания. По словам тех, кто уже опробовал Scania G410, по ощущениям управление газомоторным автомобилем почти ничем не отличается от вождения дизельного. Единственное, что звук двигателя, и в дизельных-то модификациях машин шведской фирмы очень тихий, здесь вообще почти не слышен. Если ещё углубиться в технические подробности, то газомоторная модификация по умолчанию оснащена ретардером, тормозом-замедлителем.
Одна из важнейших особенностей газомоторной Scania в том, что у двигателя на таком виде топлива более низкая степень сжатия, чем у дизеля. Благодаря этому ресурс газомоторного двигателя выше в 1,5 раза, чем у дизельного. Плюс за счёт искрового зажигания нет ударных нагрузок, плюс газ не содержит серы, которая сокращает срок службы масла, плюс масляная плёнка не смывается со стенок цилиндров. Одним словом, сплошные плюсы. Все Scania G410 комплектуются фирменной коробкой-автоматом Scania Opticruise, о преимуществах которой можно написать отдельную большую статью.
Перейдём к баллонам, которые также «в народе» считаются уязвимым местом газомоторных машин. Вот в этом отношении газ и ДТ в случае Scania G410 даже и сравнивать нельзя. Баллоны, полная заправка которых около 230-240 кубометров газа, в зависимости от АГЗС, находятся в двух кассетах по четыре штуки. Это в базовой комплектации, по желанию заказчика их количество можно увеличить. Давление — 200 атмосфер, которое на пути в двигатель понижается редуктором до 6 атмосфер. Баллоны крепятся специальным образом, чтобы нагрузки на раму на них не передавались. Каждая ёмкость для газа оснащена электромагнитным клапаном, который автоматически закрывается, когда бортовой компьютер машины обнаруживает неисправность в системе. Сами по себе баллоны, где хранится сжатый газ, естественно, неизмеримо прочнее обычного топливного бака. Они спокойно выдержат любое столкновение, если, к несчастью, такое произойдёт.
Ну и, конечно, безопасна Scania G410 в целом сама по себе — начиная от эргономики кабины, которая сводит к минимуму утомляемость водителя, заканчивая адаптивным круиз-контролем, когда машина сама определят расстояние до впереди идущего автомобиля и может применить экстренное торможение в случае нештатной ситуации.
Завершая, поговорим об экологии. Возможно, ещё несколько лет назад у нас, в России, к этой теме снисходительно относились как к «западному баловству». И, по большому счёту, то, как вести себя с природой, зависело от личного выбора каждого. Но в последнее время, особенно в текущем году, вопросы экологии, в том числе снижения выброса углеводородов, были серьёзно поставлены на самом высоком государственном уровне. А значит, в скором будущем планируются соответствующие мероприятия. Будем надеяться, что они будут носить не только форму «кнута», в виде ужесточения контроля за выбросами вообще и выхлопами конкретных автомобилей в частности. Возможно, будут и «пряники» в виде расширения сети газозаправочных станций и в целом развития этого рынка.
Здесь мы вновь возвращаемся к экономике и экономии. В России, которая обладает 40% мировых запасов природного газа, должно быть особенно очевидно то, что будущее коммерческого транспорта, в том числе и тяжёлых грузовиков, именно за газомоторным топливом. Природный газ тем более выгоден, что его цена, не смотря на уже упоминавшиеся проблемы, в основном, предсказуема, поскольку не связана с нефтью. Поэтому колебания на рынке углеводородов никогда не отражались на «голубом топливе» так, как на бензине, дизельном топливе и пропан-бутане.
При этом CNG — это, можно сказать, даже не будущее, а сегодняшний день. В тоже время компания Scania уже предлагает машины на сжиженном природном газе, которые сравнимы и даже превосходят по запасу хода дизельные автомобили. Здесь главная проблема — отсутствие у нас таких заправок. Более того, есть готовые к коммерческому использованию грузовики на водородном топливе. Но это уже точно будущее, причём не самое близкое. Но мы видим, что программа компании Scania по созданию экологически чистого коммерческого транспорта — это важный шаг для того, чтобы сохранить чистую планету для будущих поколений, в том числе и такой замечательную, красивую и уютную землю, как наша родная Курганская область.
Итак, подводя итог, ещё раз напомним об экономии. Ориентировочно, 1 километр пробега на дизельном автомобиле только по топливу обойдётся владельцу в 16-18 рублей, в то время как стоимость 1 километра пробега на газомоторном автомобиле равна 6,8-8 рублей. Грузовые автомобили в год проходят ориентировочно, в зависимости от транспортной задачи, около 150 000 километров. Итого, только на топливе дизельный автомобиль потратит ориентировочно 2 550 000 рублей, в то время как газовый потратит ориентировочно 1 050 000 рублей. Выгода очевидна. Так что пора переходить на газомоторный транспорт!
*Цифры не являются нормами расхода топлива
Контакты компании ООО «КурганСкан» — Официального дилера Скания в Кургане. Продажа грузовых автомобилей и спецтехники, сервисное обслуживание, продажа запчастей бренда Scania.
Адрес: Россия, Курганская обл., Кетовский р-н, с. Введенское, ул. Сибирская, д. 1, 250-й км трассы Курган-Челябинск Р-254 «Иртыш»
Телефон: +7 (3522) 643-888, +7 (982) 42-42-888 (круглосуточный)
Более подробная информация на сайте: www.scania.com
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости